Как понять гуманитарный склад ума. Типичный гуманитарий: как определить склонности и предпочтения ребенка

Гуманитарный склад ума нередко становится объектом насмешек типичных «технарей », искренне полагающих, что человек, слабо сведущий в математических расчетах, глуповат и недалек. Мол, по-настоящему умный человек одинаково легко запоминает и логически анализирует информацию.

Особенности гуманитарного склада ума

На самом деле, все обстоит иначе. «Гуманитарий » вполне может вести подсчеты и изучать физику. Просто его это не увлекает. Куда более интересна для него общественная деятельность, творчество, классическая литература, философия, искусство.

При этом, условный «гуманитарий » может избрать для себя соответствующую профессию, на деле разбираясь в инженерных технологиях не хуже самого заядлого «технаря». Человек с гуманитарным складом ума, прежде всего, испытывает порывы реализовать духовную сторону своей жизни.

Среди большинства ученых, открывших важные химические элементы и физические законы, просматривалась тяга к творчеству. Более того, сотни из них стали известны именно благодаря продуктам собственной фантазии и рассуждений. Яркий пример – величайший физик и химик Михаил Васильевич Ломоносов, которого больше ценили за оды и поэзию, чем за бесценный вклад в развитие точных наук.

Гуманитарный склад ума в википедии трактуется как «ментальность », или способность видеть мир, в котором мысли сплетены с эмоциями. Действительно, ментальность определяет неделимые эмоциональные и интеллектуальные аспекты, присущие именно «гуманитариям ».

Тип мышления определяется вовсе не хорошей памятью или увлеченностью литературой, а способностью воспринимать жизнь многогранно. Это и есть главная сущность гуманитарного склада ума – воспринимать мир всесторонне, знать, что в любой медали есть две стороны, и что всегда существует нечто «другое ».

Другой смысл, другое толкование, другая интерпретация, другие понятия, другой опыт, другое видение. Математический, или технический ум воспринимает всю жизнь «по правилам ». Причем личность, обладающая им, готова сутками доказывать вам «общепринятые » законы мироздания, результаты «единственно верных » исследований, безоговорочное подчинение все и вся физическим законам.

Такое восприятие чуждо и противоположно творческому человеку. Он всегда учитывает, что есть «другое ». «Гуманитарий » может презирать, ненавидеть, враждовать с этим «другим », не проявлять к нему ни толики толерантности, но откровенно признавать – оно существует.

Каким типом ума обладаете вы, определить несложно. Зачастую это происходит еще в школе. Учителя и классные руководители без труда определяют наличие математического или гуманитарного склада ума у своих подопечных. «Гуманитарии » отличаются высокой степенью грамотности, тягой к изучению иностранных языков, проявлением творческих способностей (рисование, музыка, поэзия), феноменальной памятью, философскими суждениями по каждому вопросу.

Чтобы определить данные способности у себя, можно пройти специальный тест. Профессии для представителей гуманитарного склада ума многообразны – от библиотекаря, до политика или философа. Здесь все зависит от того, к какому роду деятельности вы питаете настоящую страсть.

Как определить гуманитарный склад ума у своего ребенка?

Задатки к виду деятельности можно определить еще в раннем детстве. Тогда же впервые раскрывается сущность склада ума и мышления. Как различить, гуманитарный или технический склад ума присутствует у вашего чада?

Первые признаки «гуманитария» в ребенке:

  • Он обладает острым тактильным и обонятельным чутьем, бурно реагирует на запахи, визуальные эффекты и прикосновения;
  • Его не слишком увлекают базовые головоломки, которые с легкостью даются сверстникам;
  • Он обожает рисовать, раскрашивать, лепить, формировать поделки из бумаги;
  • Он требует от вас мнения о сказках и литературных произведениях, проявляет «взрослые » рассуждения по поводу сюжета и героев;
  • Он предпочитает сюжетно-ролевые игры и стратегии наподобие «дочки-матери », «войнушки »;
  • Он не боится темноты;
  • Он не проявляет особого интереса к естественным наукам в режиме реальной жизни: не спрашивает, откуда берется молоко у коровы, почему на траве появляется роса, сколько лапок у паука и т.д.

Если вы определили наличие этих способностей у своего чада – значит, самое время заняться организацией его общественной и профессиональной стези. Следует понимать, что среди гуманитарных наук также имеются точные. Например, иностранные языки или психология.

Профессиональные гуманитарии, в отличие от ментальных, не всегда способны воспринимать другую точку зрения как нечто верное и имеющее право на существование.

Еще одна отличительная черта типичных гуманитариев, которая проявляется еще в детстве – коммуникативные способности. Эти люди тянутся к другим и мастерски налаживают контакты в течение всей жизни. Причем это касается и тех, кто приемлет чужое мировоззрение, и тех, кто его упорно отвергает.

Если определенному индивидууму удается легко налаживать контакт с посторонними людьми, имеющими принципиально противоположные взгляды и позицию, этот человек является типичным олицетворением ГСУ. К нему будут тянуться люди любых религий, профессий и типов темперамента, с ним будет легко и интересно по жизни, из него выйдет отличный психолог, оратор, социолог или политик.

Как определить склад ума у взрослого состоявшегося человека?

Как мы уже упоминали, «гуманитарий » вполне может заниматься математической или технической деятельностью по воле случая. Причем такие люди нередко преуспевают в деле, которое они выбрали для своей жизни, даже если оно расходится с эмоциональным и умственным типом.

Равноценно, как «технарь » может служить в государственных органах, заниматься психологией или глубинным изучением традиций других стран. Вряд ли можно сориентироваться в определении склада ума по оценке профессии. Тем более что далеко не всем доводится заниматься любимым занятием в жизни.

Что значит определение «гуманитарный склад ума»?

  1. Знаковый тип мышления;
  2. Преобразование информации в окончательный вид при помощи собирательного анализа предположений и высказываний;
  3. Обилие друзей и знакомый;
  4. Великолепные коммуникативные способности;
  5. Любовь к обществу и шумным мероприятиям;
  6. Потребность постоянно находиться в центре внимания;
  7. Большой интерес к литературе, приобретению новых навыков, изучению новых теорий;
  8. Последовательное и точное изложение собственных мыслей, умение концентрироваться на важном;
  9. Требовательность к форме изложения рассуждений у окружающих;
  10. Интерес к мультикультурной среде;
  11. Увлеченность новостями, традициями и законами других стран.

Лучшие профессии для «гуманитария »:

Если вы все еще сомневаетесь в своей собственной стезе, рекомендуем вам пройти тесты на гуманитарный склад ума. Так вы быстрее сможете определиться с выбором карьерной направленности, подберете себе достойное хобби, сможете начать жизнь с чистого листа, в соответствии с личными потребностями.

И помните, несмотря на некую ценность «технарей» в сфере программирования, «гуманитарии» – не менее востребованные в общественной жизни личности. Желаем вам творческих побед, профессиональных взлетов и интересных событий!

И родители, и педагоги должны иметь в виду, что учить, воспитывать, развивать детей нужно с умом, учитывать темперамент и интересы ребенка, и тип его интеллекта, который имеется даже у самого маленького крохи. Если особенности интеллекта ребенка учитываются, то обучение пройдет легко, а его результаты обязательно порадуют. Чтобы определить, какой у ребенка тип интеллекта, за малышом надо понаблюдать и проанализировать наблюдения.

Особенности детей с логически-математическим типом интеллекта

Если у малыша логическо-математический тип мышления, то он во всем любит точность, имеет абстрактное мышление, на удивление организован, любит считать. Такие дети с раннего возраста проявляют интерес к логическим экспериментам, компьютерам, к решению задач - и все это дается им очень легко. Им легко дается математика, физика, химия, то есть предметы, которые требуют развитой логики, точности и особенного склада ума. Чтобы вызвать интерес у этих детей к обучению, нужно ставить перед ними разные задачи, использовать для наглядности таблицы и схемы, предлагать проведение различных экспериментов, играть в математические игры.

Предпочтения детей с логически-математическим типом интеллекта

Если у ребенка преобладает логико-математическое мышление, то ему по нраву моделирование, исследование отношений, строго упорядоченная деятельность. Также ему нравится математика. Он любит экспериментировать с вещами, которых он не понимает. Такой ученик любит задавать вопросы, работать с числами, исследовать отношения и модели. Ему интересно развязывать логические задачи. С целью самого эффективного обучения дети с логико-математическим типом интеллекта предпочитают классифицировать информацию, они мыслят абстрактно и стараются понять основные принципы. Дети с развитыми математическими способностями, как правило, становятся математиками, биологами, медиками-технологами, геологами, инженерами, физиками, исследователями и другими учеными. Люди с этим типом мышления легко разбираются в сложной схеме или читают чертеж. Они любят развязывать логические и математические задачи, более того, чем труднее задача, тем интереснее им ее решать. Поэтому, математики, физика, химия и экономика им даются легче всего.

Способности детей с логико-математическим типом интеллекта


Дети с логико-математическим типом интеллекта имеют ярко выраженные способности, которые уже с раннего возраста выделяют этих ребят среди их сверстников. Основными способностями таких детей можно назвать:

  • Легкость восприятия абстрактных идей;
  • Как правило, пунктуальность;
  • Опираются в большей мере на разум и логику, нежели на чувства;
  • Любят технику и хорошо в ней разбираются;
  • При решении проблемы стараются все хорошенько обдумать, проанализировать все возможные варианты и выбрать оптимальный;
  • Составляют аккуратные конспекты;
  • Лучше запоминают лица, нежели имена.

Чтобы обучение юных «математиков» было максимально успешным, с ними нужно анализировать данные; играть в математические игры; всегда использовать логику. Таких детей в процессе обучения необходимо всячески вдохновлять, помогать в совершении практических экспериментов; вместе с ними стремиться прогнозировать результаты; подключать к решению проблем дедуктивные методы; стараться в процессе обучения максимально использовать графики и таблицы.

Надо сказать, такой тип интеллекта часто называют академическим, научным.

Взрослых можно условно разделить на две категории: «гуманитарии» и «технари». Первые питают страсть к искусству, много читают и грамотно излагают собственные мысли, часто с упоением фантазируют, наибольших профессиональных успехов достигают в творческих профессиях. «Технарей» отличает аналитический склад ума, рассудительность, приземленность, тяга к точным наукам, внимание к деталям. Гуманитарные или аналитические способности проявляются еще в детстве.

Сегодня мы поговорим о мальчиках и девочках, которые мыслят образно, любят уроки истории и литературы, отказываются решать математические уравнения и мечтают стать знаменитыми писателями или философами.

Как понять, что ребенок – гуманитарий

Самый простой способ определить таланты и способности отпрыска – наблюдение за его школьными успехами. Каким предметам ребенок благоволит: математике, геометрии, физике или русскому языку, литературе и биологии? Он скорее займется решением уравнения или посвятит пару часов написанию сочинения? В свободное время предпочтет разгадывать кроссворды и головоломки или будет читать книгу? Зачастую типичных гуманитариев видно за версту.

Во-первых, они лучше успевают по соответствующим предметам в школе, а вот точные науки даются им с трудом. Во-вторых, выделяются среди сверстников своей эмоциональностью, ранимостью, чуткостью и склонностью к творчеству: рисованию, лепке, сочинению стихов.

Но не спешите записывать сына или дочь в гуманитарии, ставя прочерк в графе «аналитический склад ума». Считается, что до 7-10 лет у детей нет особенных предпочтений относительно того или иного предмета, им одинаково интересно все, происходящее вокруг, они охотно берутся за новое.

Дочь целыми днями напевает куплеты собственного сочинения? Отлично, но записывать ее в литературный кружок пока рано, не исключено, что через пару-тройку месяцев девочка заинтересуется сборкой конструкторов.

Более или менее определенная картина относительно способностей и предпочтений сына или дочери начнет вырисовываться после 3-5 класса. Ваша задача – вовремя подметить, чем больше всего интересуется ребенок. При этом, делая упор на развитие, например, гуманитарных способностей, не стоит относиться абы как к точным наукам. Старайтесь прикладывать все усилия к тому, чтобы успеваемость школьника была ровной, без скачков и рывков.

Помимо наблюдений за успехами отпрыска в школе вы также можете выявить в ребенке гуманитария по следующим признакам:

· Ребенок эмоционально реагирует на разного рода визуальные эффекты и тактильные ощущения

· Может часами посвящать себя рисованию, изготовлению поделок, чтению книг, комиксов и журналов

· Легко запоминает пословицы, поговорки, стихи и даже отрывки из прозы

· Обладает богатым словарным запасом

· Может сходу сочинить захватывающую историю

· Много и часто рассуждает, делится с вами своими переживаниями

· Равнодушен к естественным наукам

Итак, с тем, какой склад ума у вашего ребенка, вы определились. Но не будьте категоричными, мечтая о том, как отдадите сына или дочь в гуманитарный вуз и подарите стране талантливого журналиста, филолога, психолога или педагога. Не исключено, что к окончанию школы приоритеты у подростка кардинально поменяются, и ему захочется попробовать себя в совершенно противоположной сфере, например, поступить на физико-математический факультет.

Также нужно учесть, что некоторые дети одинаково хорошо (или плохо) успевают и по гуманитарным, и по точным предметам. В этом случае можно либо предоставить школьнику выбор относительно формирования круга интересов, либо взять ситуацию в свои руки и направить чадо в нужное русло.

Совет для родителей типичных гуманитариев: поощряйте увлечение ребенка определенным предметом или сферой деятельности, но не забывайте напоминать ему о всестороннем развитии. Если школьник с легкостью штудирует параграфы по истории, значит, ее изучение дается ему легко. Почему бы не сократить время, отведенное для выполнения домашнего задания по данному предмету, увеличив продолжительность подготовки к уроку химии или черчения?

Осторожно контролируйте ребенка, памятуя о том, что человек, увлеченный определенным занятием, способен тратить на него несколько часов кряду. Результатом одержимости, например, биологией могут стать невыученные уроки по другим не менее важным предметам. Не исключено и то, что зачитавшись увлекательной книгой, ребенок будет забывать вовремя обедать, гулять с друзьями во дворе, заниматься спортом, убирать в своей комнате. Напомните ему о том, что в его жизни есть масса других значимых и интересных дел.

Не ругайте сына или дочь за плохие оценки по предметам, к которым у него явно нет склонности. Если ваш школьник, несмотря на видимые усилия, не может постичь алгебру или физику, возможно, настала пора нанять репетитора, который в индивидуальном порядке поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.

К слову, несколько лет назад министерство образования РФ озвучило намерение ежегодно тестировать школьников 8-9 классов с целью определения их склонностей к гуманитарным или техническим предметам. Это помогло бы подросткам определиться с выбором профессии и вуза для ее освоения.

Идея, безусловно, заслуживает одобрения. Ведь многие выпускники школ жалуются на то, что определиться с интересующим их родом профессиональной деятельности они не могут как до момента поступления в вуз, так и после его окончания. Конечно, гораздо легче в этом отношении ребенку, который с 11-13 лет интенсивно пополнял багаж знаний по любимому предмету, а затем сделал его основой своей будущей профессии.

И напоследок: не показывайте своего разочарования, если склонности и увлечения сына или дочери не соответствуют вашим ожиданиям. Смиритесь и примите выбор ребенка, а не пытайтесь привить типичному гуманитарию неистовую любовь к формулам и цифрам.

Помните, что по-настоящему счастлив тот человек, который занят любимым делом и может максимально реализовать свой талант. А ведь мы хотим видеть своих детей счастливыми, верно?

Всем известны жаркие споры между «гуманитариями» и «технарями». «Физики» частенько подсмеиваются над «лириками», считая их людьми чудаковатыми и недалекого ума. Мол, действительно талантливого и сообразительного человека отличает способность одновременно к запоминанию и аналитическому мышлению. Действительно ли это так? Как определить, гуманитарный склад ума у человека, или технический? В чем «сильные стороны» «лириков»?

Особенности гуманитарного склада ума

«Гуманитарии» запросто могут разбираться в формулах и физических явлениях. Конечно, если захотят. Однако чаще такая деятельность их не привлекает. Его обладателям куда интереснее заниматься литературой, общественными науками, пробовать себя в творческой деятельности. Отметим, что деление на «физиков» и «лириков» условно. Человек может прекрасно знать законы сопротивления материалов, но выбрать общественную деятельность, которая ему ближе.

Для гуманитарного склада ума характерно преобладание духовной составляющей личности. Многие ученые-естественники (физики, химики) испытывали потребность выражать себя в творчестве и преуспевали в этом. Например, Михаила Васильевича Ломоносова ценили за поэтический талант, великий Леонардо да Винчи был и художником, и изобретателем, Альберт Эйнштейн играл на скрипке.

Считается, что гуманитарии видят мир в совокупности интеллектуальной и эмоциональной составляющих, которые тесно переплетаются между собой в одно целое. Это не только хорошая способность к запоминанию или увлечение изобразительным искусством, а в большей степени многогранное восприятие мира, видят окружающее со всех сторон. Их отличает четкое осознание «двух сторон медали», возможности другого мнения, видения, опыта, интерпретации.

Люди с «техническим» умом любят все «раскладывать по полочкам». Ключевой момент для них – все должно быть «по правилам». «Физики» готовы до бесконечности спорить о существовании незыблемых законов мироздания, «истин в последней инстанции», безусловному подчинению единственно верным утверждениям. Для творческих людей такое восприятие неприемлемо. Они могут отвергать противоположное своему мнение, не соглашаться с ним, но признают его право на существование.

Преобладание типа ума определяется без особого труда. Педагоги, например, сразу видят, к чему тяготеет ученик – математическим или гуманитарным дисциплинам.

Типичные признаки «лириков»:

  • высокая грамотность;
  • способность к иностранным языкам;
  • творческие способности (увлечение музыкой, живописью, поэзией);
  • хорошая память;
  • способность к философским рассуждениям.

Существуют специальные тесты для определения способностей. Диапазон профессий для гуманитариев достаточно широк – от библиотечной деятельности до политической карьеры. Стоит учитывать склонности и предпочтения к той или иной сфере деятельности.

Как проявляется гуманитарный склад ума у детей

Особенности мыслительной деятельности видны уже в раннем возрасте. Как определить, эмоциональный склад ума у малыша, или рациональный?

«Гуманитарные» признаки, которые появляются первыми:

  • Хорошо развито осязание и обоняние, чувствительность к запахам, прикосновениям, визуальным эффектам, которые «технари» могут просто не замечать.
  • Равнодушны к головоломкам, логическим играм (сортерам, пирамидкам, матрешкам), зато любят лепить, рисовать, раскрашивать, мастерить из разных материалов.
  • Анализируют прочитанные литературные произведения, высказывают свое мнение о сюжете и героях, пытаются обсуждать их критически.
  • Увлеченно играют в «войну», «дочки-матери», т.е. предпочитают деятельность сюжетно-ролевого характера.
  • Не боятся спать без света.
  • Не задают «исследовательских» естественнонаучных вопросов, что такое звезды, где зимуют лягушки, спят ли рыбы, откуда у зверей хвост и т.п.

Заметили проявление этих признаков у ребенка? Подумайте о том, на какую профессию его стоит нацеливать в будущем. Следует учесть, что гуманитарные науки тоже могут быть точными. В качестве примера приведем лингвистику или психологию.

Гуманитарии, как правило, обладают хорошими коммуникативными способностями. Эта черта проявляется еще в детстве. Они легко налаживают контакты с окружающими, независимо от того, совпадают или разнятся их мировоззрения. С такими людьми всегда легко и интересно, они обладают яркой харизмой, к ним тянутся люди с разными темпераментами, религиозными убеждениями, менталитетом, профессиями. Они могут быть талантливыми психологами, политиками, ораторами, артистами, ведущими.

Внимание! Есть довольно известный и простой способ определения типа мышления. Нужно переплести пальцы кистей рук и посмотреть, какой из больших пальцев окажется сверху. Если «лидирует» левая, преобладает гуманитарно-эмоциональный аспект. И наоборот, если первенство за правой, человеку ближе рациональная составляющая.

У метода много сторонников, но есть и противники. Принимать ли его во внимание, каждый решает для себя сам.

Склад ума у взрослых

Мы уже говорили о том, что «лирики» «волею судеб» вполне могут быть востребованными инженерами, математиками или физиками-ядерщиками. Точно так же есть «технари» среди чиновников, психологов, культурологов.

Таким образом, склад ума не всегда определяет выбор профессии, тем более, что далеко не все занимаются делом по душе. Тем не менее, эмоциональный и умственный тип личности оказывает влияние на жизненный путь любого человека.

Вы – гуманитарий, если:

  • Обладаете знаковым мышлением – обозначаете связи между предметами при помощи понятий.
  • Можете сказать, что у вас большой круг знакомств, реальных и виртуальных – множество контактов в записной книжке телефона и социальных сетях.
  • Любите шумные компании, общество других людей.
  • Охотно овладеваете новыми знаниями и навыками.
  • Умеете излагать свои мысли, рассуждать, анализировать, выделять главное.
  • Интересуетесь культурой и обычаями других стран.

Гуманитарию подойдет профессия:

  • журналиста;
  • критика;
  • социолога;
  • педагога;
  • переводчика;
  • экскурсовода;
  • маркетолога;
  • юриста;
  • дизайнера;
  • модельера;
  • археолога;
  • писателя;
  • врача;
  • парикмахера;
  • менеджера по туризму.

Важно! Не устраивает, как сложилась карьера и жизнь? Есть смысл определить склад ума и подумать, чего вы хотите на самом деле с учетом склонностей и способностей. Изменить свою жизнь никогда не поздно!

Каждому, наверное, известно о делении людей по типу склада ума на гуманитариев и математиков. У заботливых мам с первых лет жизни ребенка возникает интерес, как проявляется каждый из них в различном возрасте и чем лучше занять малыша в зависимости от типа его мышления.

Чем различаются математики и гуманитарии?

Если у вашего ребенка математический склад ума, значит ему легко будут даваться точные науки. При этом, скорее всего, у него с ранних лет хорошая память, развито логическое мышление, а решение сложных загадок и головоломок для него в радость.

Если же у малыша гуманитарный склад ума, то решение задач на логику ему в тягость. Считается, что гуманитарии - люди возвышенные, творческие, с хорошо развитой фантазией и интуицией, лишенные стандартов и «рамок», с неограниченным мышлением. Они часто прекрасно рисуют, обладают музыкальным слухом, у них развито чувство прекрасного.

Тест на определение наклонностей ребенка в раннем возрасте

Если ваш ребенок:

  1. Обожает раскрашивать.
  2. Не умеет решать простейшие головоломки для малышей его возраста.
  3. Требует доказательства правдивости сказки.
  4. Имеет отличное обоняние, тонко реагирует на запахи.
  5. Предпочитает игры типа «memory», лото, шашки.
  6. Любит сюжетно-ролевые игры (в «дочки-матери», «войнушку»).
  7. Очень трезво и четко мыслит, поражая родителей и их знакомых.
  8. Любит реалистичные истории про детей или животных больше сказочных рассказов.
  9. Боится темноты.
  10. Много говорит, часто придумывает интересные сказки, истории.

Ответы «да» на вопросы 1, 2, 4, 6 и 10 свидетельствуют о том, что ваш малыш, скорее, гуманитарий. Ответы «да» на вопросы 3, 5, 7, 8 и 9 говорят о том, что у него, наверное, математический склад ума.


Чем лучше занять малыша, чтобы развивать его способности с детства?

Определить, кем будет ваш ребенок в будущем, когда он еще маленький, достаточно трудно. Основной задачей родителей является не научить его как можно раньше читать или писать, а научить его самостоятельно рассуждать и логически мыслить, ведь именно эти качества во взрослой жизни помогут ему в любой выбранной им профессии анализировать ситуации.

Это не так сложно. Начните с чтения сказок, но после прочтения задайте ребенку несколько вопросов о том, что он услышал. Пусть малыш попробует придумать для истории собственную концовку. Покупайте ему книжки-раскраски, альбомы для рисования, вместе с ним принимайте участие в занятиях. Хорошо, если у вас дома будут какие-либо музыкальные инструменты. И можете быть уверены, что всесторонне развитый с детства малыш не станет только лишь «математиком» или «гуманитарием». Если вы научите его мыслить масштабно, у него не будет проблем в обучении ни в одном из школьных предметов.

Ученые утверждают, что детей, у которых ярко выраженные склонности только к одной области наук, не более 1-2 %, и они сами легко дают понять, что им интересно изучать. Только 12 % очень способных детей имеют четко выраженные наклонности к изучению точных или гуманитарных наук, и все равно их нельзя назвать «чистыми» технарями или гуманитариями. Примерно 5-8 % одаренных детей демонстрируют высокие способности к изучению как точных, так и гуманитарных наук.

Как детей разделяют по складу ума

В принципе, каждый человек рождается с задатками к любому виду деятельности, ведь мудрая природа щедро наделяет нас возможностями. Но не у каждого человека эти задатки развиваются в способности.

Пока ваш ребенок не перейдет в среднюю школу, будет очень трудно точно определить, к чему он больше склонен, да и нужно ли? В младших классах начальной школы обучение направлено на развитие способностей, которые необходимы для овладения любой областью знаний, а в будущем и любой профессией - другими словами, ребенка учат учиться. И это правильно, ведь психические процессы, которые влияют на формирование специальных способностей ребенка, развиваются до старших классов, и только к 13-14 летнему возрасту заканчивается формирование разных видов мышления. Вот теперь-то и становится заметно, какие школьные предметы вашему ребенку даются легко и с удовольствием, а какие не вызывают особого интереса.

Конечно, надо учитывать, что не всегда интерес к школьным предметам и оценки дают реальное представление о способностях ребенка. Ньютона в школе считали умственно отсталым. Умный, талантливый, одаренный ребенок в школе может быть как отличником, так и двоечником. Оценки часто зависят не только от интеллекта, но и от психологических особенностей ученика, и характера его отношений с учителями.

На самом деле разделение на математиков и гуманитариев не опирается на какие-либо серьезные исследования в области мозга. Чаще всего такими штампами награждают учеников школьные учителя. Если ребенок не смог быстро дать ответ на уроке, моментально решить в уме пример, растерялся у доски, сразу готов диагноз - гуманитарий, не дано ему решать задачи. Но на самом деле причиной такого поведения ребенка на уроке может быть простое стеснение или особенности его нервной системы.

Какие тесты определяют наклонности к изучению наук у ребенка?

Профессиональные психологи разработали массу специальных тестов для определения наклонностей детей разного возраста. Если вы хотите выяснить заранее склад ума своего ребенка, обратитесь к профессиональному психологу. Специалист предложит ему продолжить логические цепочки, найти лишнее и даст другие задания, чтобы определить уровень развития у него абстрактного мышления, пространственного воображения.

Если способности вашего ребенка еще не выражены столь однозначно, дайте ему попробовать себя в как можно больших видах деятельности. Пусть он делает то, что ему нравится: посещает творческие кружки, собирает модели, рисует, поет, танцует. Главное – занятие должно приносить искреннюю радость.