Методы работы сержантов. Психолого-педагогические основы дисциплинарной практики младшего командира

Тема: Методы и формы работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов.

Процесс перехода на контрактный способ комплектования Вооруженных Сил РФ обусловил появление новых факторов и проблем. Речь идет об условиях прохождения контрактной службы: строгом соблюдении регламента служебного времени; взаимоотношений между военнослужащими контрактной службы и офицерским составом; организации отдыха и досуга; праве на свободу передвижения др. Возникла необходимость пересмотра системы воспитания и обучения контрактников, ее содержательной стороны из-за качественного изменения состава военнослужащих.

Таким образом, речь идет о необходимости реализации в педагогической практике офицеров индивидуального и дифференцированного подходов. Они предполагают глубокое и всестороннее знание своих подчиненных как индивидуально, так и по группам, их морально-психологического состояния в конкретной обстановке. Это дает руководителю возможность правильно выбрать и определить общую линию организации воздействия на личный состав, найти наиболее приемлемые методы, средства, формы влияния на сознание и деятельность военнослужащих.

Подготовка военнослужащих высокой квалификации предполагает не только формирование соответствующего уровня профессиональной компетентности и психологической устойчивости, но и одновременно обеспечение надлежащего уровня сформированных качеств личности, достижению которых способствует профессиональное воспитание.

Профессиональное воспитание в широком смысле – это воспитание военного человека вообще, формирование и развитие у него комплекса качеств, необходимых гражданину государства и военнослужащему. В узком смысле – процесс формирования и развития у военнослужащих качеств, установок, привычек поведения, которые способствуют успешному выполнению должностных обязанностей.

В ВС РФ воспитание и обучение контрактников должны основываться на идее профессионализма. Ее переделяют:

Корпоративность, уважение и подчинение командирам;

Стремление каждого в совершенстве овладеть специальностью;

Повышенное чувство гордости за защиту Родины;

Необходимость учиться на исторических примерах;

Культ профессионального бойца, всегда готового встать на защиту Российской Федерации.

В содержательно плане воспитание военнослужащих конкретной службы целесообразно рассматривать как планомерное и целенаправленное воздействие на военнослужащих, коллектив или отдельные социально-психологические процессы с целью формирования и развития у военнослужащих устойчивых качеств и установок, обеспечивающих качественное выполнение должностных обязанностей в условиях исполнения обязанностей военной службы.

К ключевым положениям воспитательного процесса относиться: субъекты и объекты воспитания, функции, принципы, методы, средства, формы воспитательной работы.

Субъектами воспитания являются государств; органы местного самоуправления; электронные и печатные СМИ; семья и близкие родственники контрактников; командиры, органы военного управления, кадровые по работе с личным составом; профессиональные коллективы ВС РФ; общественные организации.

Объектами воспитания являются в данном случае сержанты и рядовые, проходящие службу по контракту, воинские коллективы ВС РФ.

Функции воспитания : формирующее- развивающая, профилактическая, мобилизации на выполнение конкретных задач, перевоспитания, побуждения к самовоспитанию.

Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, которые служат руководящими нормами для воспитания. Они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса.

К ним относятся: комплексность, адекватность, оптимальность, индивидуальность и дифференцированность, последовательность.

На основе принципов, с учетом целей и задач в конкретной ситуации происходят оптимальный выбор и использование методов, средств и форм воспитания и обучения.

Метод воспитания – определенный способ педагогического воздействия на военнослужащих и коллективы или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. В практической деятельности используются следующие основные группы методов:

- методы изучения: наблюдение, анализ результатов служебной деятельности, биографический метод, диалогические техники, опрос, анкетирование, тестирование, обобщение независимых характеристик и др.

- методы воспитательного воздействия : убеждение, пример, оценка деятельности, поощрение, критика, порицание;

- методы профилактики и самосовершенствования : переучивание, реконструкция характера, разрыв нежелательных контактов, использование различных санкций, критика и самокритика.

Основу любого метода наряду с приемами составляют и средства воспитания. Средства воспитания - это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитуемых. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, с другой – совокупность конкретных мероприятий, а также предметов, которые используются при проведении различных воспитательных мероприятий, к которым относятся: моральное и материальное стимулирование; наглядные и технические средства воспитания и обучения; информационные средства воспитания и обучения.

В реализации задач воспитания контрактников творчески применяются разнообразные формы. Формы воспитательной работы – это определенное сочетание способа организации взаимодействия субъекта и объекта воспитания, метода и применяемых средств для достижения конкретной воспитательной цели.

Выбор методов и форм воспитательной работы в каждом конкретном случае определяется субъектами воспитания исходя из индивидуально-психологических особенностей военнослужащих-контрактников, морально-психологического климата в коллективах, а также задач, решаемых в процессе служебной деятельности, имеющихся возможностей.

В воинской части общее руководство работой с личным составом осуществляет командир. Заместитель командира по работе с личным составом организует эту работы и несет ответственность за ее состояние.

Контрольно-методические функции и проведение данной работы возлагаются на органы по работе с личным составом.

Непосредственная организация и проведение работы с военнослужащими подразделений возлагаются на их командиров и заместителей по работе с личным составом.

Организация работы с личным составом в воинской части включает в себя; всестороннее изучение объекта воздействия; уяснение целей и задач предстоящей работы; планирование; постановку задач и координацию деятельности; определение оптимальных средств, методов и форм достижения цели; контроль и коррекцию; закрепление положительного опыта; оценку результатов деятельности; материально-техническое обеспечение.

Главными критериями оценки состояния работы с личным составом являются результаты служебной деятельности, уровень воинской дисциплины и законности в подразделениях.

В пане работы с личным составом целесообразно предусматривать проведение мероприятий по следующим основным направлениям: организационно-методическое обеспечение; информационно-воспитательная работа; социальная работа; культурно-досуговая работа; изучение организации воспитательной работы, морально-психологического климата в подразделениях, морально-психологического состояния личного состава; организация обучения должностных лиц, отвечающих за организацию воспитательной работы, оказание помощи в ее организации; взаимодействие с общественными организациями в сфере воспитания и социальной поддержки военнослужащих, ветеранов и членов их семей; психологическое обеспечение.

Таким образом, работа с военнослужащими контрактной службы - составная часть системы управления кадровыми ресурсами и включает в себя комплекс организационных, информационно-воспитательных, психологических и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной работы с целью формирования и развития к у контрактников устойчивых качеств и установок, обеспечивающих качественное выполнение должностных обязанностей. Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности по задачам, принципам, методам, средствам и формам.

Выбор методов, средств и форм работы с личным составом определяется с учетом: индивидуально- психологических особенностей военнослужащих, их образовательного и культурного уровня; степени сформированности у них профессионально важных качеств; морально-психологического состояния контрактников и коллективов подразделений; режима службы и отдыха, а также порядка размещения подразделений, военнослужащих и членов их семей.

В ходе лекций целесообразно остановиться на статистических и качественных характеристиках военнослужащих- контрактников воинской чат и; возраст, пол, образование, национальность, отношение к религии и т.д. Используя военно-педагогическую литературу, руководитель занятия кратко характеризует биофизиологические, гендерные, национально-психологические, ценностно-мотивационнные особенности контрактников воинской части, их специфику, обусловленную отношением к религии, а также особенностями правого положения.

Существуют различные подходы к классификации форм работы с личным составом. В ходе работы с контрактниками используются следующие группы форм: 1) информационно-воспитательного воздействия; 2) воздействия, опирающиеся на элементы организационной культуры; 3) организационно-управленческого воздействия;4) психологического обеспечения.

Ключевое место в работе с контрактниками занимает информационно-воспитательное воздействие на военнослужащих. Информационно-воспитательное воздействие представляет собой комплекс целенаправленных информационных мероприятий воспитательного характера, направленных на повышение уровня информационности военнослужащих, развитие у них высоких профессиональных, боевых, социальных, духовных психологических и физических качеств, обеспечивающих морально-психологическую готовность к выполнению задач служебной деятельности.

К числу наиболее приемлемых форм информационно-воспитательного воздействия на контрактников целесообразно отнести следующие.

Индивидуально-воспитательная работа – это систематическое и целенаправленное индивидуальное воздействие на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащего с учетом возрастных, социальных, психологических и других особенностей условий службы, быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению служебных обязанностей.

Занятия в системе профессиональной учебы по разъяснению принципов служебного поведения и норм профессиональной этики, по социально-политической, правовой, психолого-педагогической и другой тематике.

Общественно-государственная подготовка – это комплекс плановых занятий в системе профессиональной учебы военнослужащих и одновременно учебно-воспитательных мероприятий по формированию у контрактников мировоззрения, конечно, и установок, обеспечивающих их активную и успешную служебную деятельность на порученном участке деятельности.

Информирование – проводится по общественно-политическим, экономическим и социально значимым вопросам. Информирование – это целенаправленная деятельность должностных лиц и органов военного управления по своевременному обеспечению контрактников информацией, по своему содержанию и объему достаточной для успешного выполнения служебных задач и поддержания их морально-психологического состояния на оптимальном уровне.

Доведение и разъяснение правовых норм, устанавливающих ответственность за противоправные деяния, проводится в форме дня правовых знаний, правового информирования, правового лектория.

Использование возможностей средств массовой информации и культуры: телевидения, радио, электронных и печатных СМИ, литературно-художественных произведений.

Необходимо отдавать приоритет активным формам воздействия на личный состав, проходящий службу по контракту на должностях солдат, матросов. К ним относятся: дни правовых знаний с участием сотрудников военной прокуратуры и военных судов; общие собрания военнослужащих; вечера вопросов и ответов с участием командования частей и подразделений, встречи военнослужащих и членов их семей ветеранами, представителями органов государственной, исполнительной и законодательной власти субъектов России.

Важной формой информационно-воспитательного воздействия является информирование о наиболее важных событиях в Вооруженных силах, в обществе и мире. Основной упор делается на доведение и разъяснение изменений в нормативной правовой базе по вопросам прохождения военной службы, освещение наиболее значимых событий в войсках, общественной и международной жизни. Оперативное информирование об изменениях в военно-политической обстановке, изменения в нормативной базе и т.п. целесообразно проводить в течении 5-10 мин. При инструктажах нарядов, обращая внимание на источники, в которых данная информация излагается более подробно.

В информировании контрактников подразделения надо активно использовать СМИ, как печатные так электронные. С этой целью целесообразно организовать коллективную подписку на газеты и журналы, преимущественно военные издания. В каждом подразделении иметь подшивки газет и журналов в доступных местах.

Технические средства информирования. Они могут выступать самостоятельной силой информационной работы или являются вспомогательными средствами, позволяющими делать информационно-воспитательную деятельность более яркой, доказательной, эмоциональной и запоминающейся. В каждом подразделении в местах отдыха должны находиться телевизоры и функционировать точка радиотрансляции, настроенная на центральные каналы. Это вызвано тем. Что контрактник проводить более 70% суточного времени, и он должен быть информирован о том, что происходит в мире, в регионе.

Наглядные средства информации. Различные ее формы позволяют влиять на настроения военнослужащих, способствуют формированию определенного отношения военнослужащих к успехам и проступкам сослуживцев, дают возможность информационного воздействия на сознание и чувства подчиненных, укрепления правопорядка и воинской дисциплины. Основное требование к использованию указанных форм – они должны доводиться до всех военнослужащих актуальную и полезную в повседневной служебной деятельности информацию и отражать жизнь подразделения.

В подразделении важно иметь стенд оперативной информации. На нем размещаются информационные материалы из газет, журналов, выдержки из указаний командования, объявления, перечень тем по ОГП контрольные вопросы.

В работе с контрактниками также применяются формы воздействия, опирающиеся на элементы организационной культуры.

Под организационной культурой военной организации следует понимать совокупность духовных ценностей, социальных и мировоззренческих установок, норм профессиональной этики, разделяемых военнослужащими, а также характерных традиций, ритуалов и символики.

К числу форм воздействия, опирающихся на элементы организационной культуры, относятся:

Информационно-пропагандистские акции, торжественные мероприятия в связи с государственными праздниками, Днями воинской славы России, памятными и знаменательными датами в истории российского государства.

Ритуалы. Связанные с важными событиями в истории ВС РФ, воинских частей и жизни военнослужащих.

Организация института наставничества.

Создание и поддержание в надлежащем состоянии историко-демонстрационных залов воинских частей, комнат боевой Славы, музеев, памятно-мемориальных мест, опубликование Книг Памяти погибших военнослужащих, сборников воспоминаний ветеранов.

Использование потенциала офицерских собраний и ветеранских организаций.

Оказание мер социальной поддержки отдельным категориям военнослужащих и членам их семей при исполнении обязанностей военной службы; военнослужащих, получившие ранения, увечья, тяжелые заболевания при исполнении обязанностей военной службы; военнослужащие. Имеющие неполные и многодетные семьи, членов семей с тяжелыми заболеваниями, ветеранам воинских частей.

Увековечение памяти военнослужащих. Погибших при исполнении служебного долга, поддержание в надлежащем состоянии мест их захоронений

Выпуск юбилейных знаков, вымпелов и другой сувенирной продукции с символикой ВС РФ, видов войск, воинских частей;

Проведение культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

В интересах воспитательного воздействия на военнослужащих контрактников целесообразно использовать воинские ритуалы.

В воинских частях используются общие для всех воинских коллективов ритуалы, установленные общевоинскими уставами ВСРФ.

Наряду с этим проводится ряд ритуалов, обусловленных спецификой служебной деятельности видов ВС и родов войск, отдельных соединений и воинских частей, руководитель занятия может остановиться более подробной на ритуалах, проводимых в конкретной воинской части.

Нельзя также недооценивать досуговую работу. Досуговая работа - это система деятельности командиров, штабов, органов по работе с личным составом, других должностных лиц по созданию благоприятных условий для полноценного отдыха военнослужащих по воспитанию их в духе верности и воинскому долгу.

Организуя досуговую работу необходимо учитывать регламент служебного времени контрактников, принцип добровольности оповещения и участия в досуговых и культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятиях. При их организации и проведении следует ориентироваться на потребности и запросы военнослужащих, предоставлять возможность для полноценного проведения досуга в рамках личных интересов и потребности государства.

К формам организационно-управленческого воздействия относиться: контроль и оценка практической деятельности, уровня профессионализма контрактников при исполнении служебных задач, аттестация и квалификационные испытания военнослужащих; консультирование; плановые персональные собеседования и др.

Следует подчеркнуть, что при организации работы с военнослужащими контрактной службы необходимо дифференцировать мероприятия, проводимые в служебное и во внеслужебное время. Мероприятия, проводимые, в служебное время носят обязательный характер для всех военнослужащих. К ним относятся общественно-государственная подготовка; информирование; общее собрание военнослужащих подразделения по подведению итогов службы, боевой подготовки и воинской дисциплины; день правовых знаний; вечер вопросов и ответов; торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам и знаменательным событиям в истории страны ВС РФ, части, подразделения и т.д.

Эти и некоторые другие формы работы необходимо планировать в часы, предусмотренные регламентом служебного времени.

Посещение мероприятий во вне служебное время является добровольным. Согласно законодательству это время военнослужащие имеют право использовать по своему усмотрению. В значительной мере мероприятия должны носить досуговый характер. Они должны в наибольшей мере учитывать интересы и запросы и быть привлекательными для них.

Должностные лица подразделений должны отдавать себе отчет в том, что от организации повседневной деятельности подразделений, профессиональной и методической подготовки, требовательности офицеров зависит, какими качествами будет обладать контрактник. Будет ли он соответствовать предъявляемым к нему требованиям, либо он привнесет в воинский коллектив собственные правила и нормы поведения. Необходимо понимать, что организация повседневной служебной деятельности одновременно и воспитывает, и обучает каждого военнослужащего- контрактника, т.е. происходит непосредственное и опосредованное профессиональное формирование и развитие.

Таким образом, практическая деятельность руководителя должна сосредоточиться на создании комфортных условий для профессиональной повседневной деятельности военнослужащего-контрактника: четкий регламент, рациональная организация труда, своевременное и полное материально-техническое обеспечение, постановок конкретных выполнимых задач, оказание им помощи, самое главное контроль.

Опыт показывает, что добиться необходимого уровня служебно-боевой деятельности частей и подразделений только лишь совершенствованием вооружения, технических средств и способ несения службы, ведения боевых действий невозможно. Важнейшим звеном являются люди, т.е. сержантский и рядовой состав контрактной службы, их высокий боевой, профессиональный дух и моральная сила, которые сразу не возникают, а представляют собой результат сознательного систематического воздействия с целью формирования у них государственного патриотического сознания, чувства любви и верности Отечеству, его национальным, культурным и духовным ценностям.

Необходимо отказаться от стереотипов в работе с военнослужащим контрактной службы, выстраивать новую систему межличностных отношений, поставив во главу угла долг, ответственность и уважение к личности, ее права и свободы. Помнить, что это добровольцы, которые отличаются от военнослужащих, проходящих службу по призыву, не только тем, что служат по своей воле, но и в соответствии со своими потребностями и мотивами, выбирают для себя военную профессию на большой период своей жизни.

    Бархаев Б., Караяни А., Перевалов В., Психология и педагогика профессиональной деятельности.

    Борзов В., Кулеба А. Практика воспитательной работы с военнослужащими, проходящими службу по контракту на должностях солдат и сержантов.

    Военная психология: Учебник.

    Караяни А., Сыромятников И. Прикладная военная психология.

    контракту на должностях солдат , матросов, сержантов ... работ , а к сержантам , старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, к курсантам военных ...
  1. В связи с проведением 20 ноября 2013 года «Дня правовой помощи детям» информируем о действующих нормативных правовых актах на территории Российской Федерации, п

    Документ

    ... военнослужащих , проходящих военную службу по контракту , аттестации и переаттестации граждан, поступающих на военную службу по контракту в Службу ... положения о прохождении военной службы по контракту на должностях солдат и сержантов в Войсках гражданской...

  2. «Управление повседневной деятельностью медицинской службы воинской части в мирное время»

    Учебник

    Освобождении от занятий и работ , направляются на стационарное лечение в лазарет. Военнослужащим , проходящим военную службу по контракту , в том числе офи...

  3. 1 Военная психология как наука. Содержание и структура личности. Предмет военной психологии. Понятие о личности в психологии. Факторы формирования личности. Взаимосвязь психологических процессов, свойств и образований в психологической структуре личности военнослужащего

    Документ

    Определены задачи воспитательной работы с военнослужащими , проходящими военную службу по контракту . Так, с сержантами и старшинами, солдатами и матросами воспитательная работа направлена на : - формирование готовности...

В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.

Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.

Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.

6.2.2. Задачи, условия и пути укрепления воинской дисциплины

В дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации отмечается, что воинская дисциплина достигается воспитанием у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств, сознательного повиновения командирам (начальникам), личной ответственностью каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей, четкой организацией боевой подготовки, требовательностью командиров и начальников.

Укрепление воинской дисциплины в частях и подразделениях, формирование у воинов ее осознанности и исполнительности – весьма важная задача всех должностных лиц. Но ее нельзя рассматривать как обособленный процесс, изолированную сумму определенных мероприятий, преследующих эти цели.

Укрепление воинской дисциплины в армии должно достигаться посредством комплексного воздействия на воина в течение всей его службы, решаться путем всестороннего, гармоничного развития личности.

Эти идеи имеют глубокие исторические корни. В зависимости от социально-экономических условий, средств и способов вооруженной борьбы, уровня подготовки военных кадров в том или ином виде они находили применение в военно-педагогической практике на различных этапах военного строительства в нашей стране.

Сейчас дисциплинированность и исполнительность воинов и воинских коллективов может быть достигнута в результате всего комплекса воспитательных мер, проводимых в обществе и в армии. Забота об укреплении воинской дисциплины – это общее дело должностных лиц частей и подразделений. Она должна охватывать все стороны учебно-воспитательной и служебной деятельности, быта и отдыха личного состава; ей подчинены цели и содержание, организация и методика, средства и формы педагогического воздействия.

Как показывает войсковая практика, задача укрепления законности, правопорядка и воинской дисциплины в частях и подразделениях решается успешно лишь тогда, когда воспитательный процесс осуществляется комплексно, когда при его реализации учитываются все обстоятельства, условия и каналы воздействия на сознание, поведение, чувства военнослужащих. Прежде всего следует иметь в виду, что моральный облик защитника Отечества формирует наша действительность со всеми ее достоинствами и недостатками, отношение общества к армии, к воинскому долгу, уклад армейской жизни, взаимоотношения в воинских коллективах и многое другое.

Для укрепления воинской дисциплины существуют как объективные условия, не зависящие от личности, а обусловленные особенностями армейской службы, так и субъективные, обусловленные качествами личности.

К объективным условиям следует отнести социальную значимость воинского труда; отношение общества к армии, к военнослужащим; существующую в армии систему воспитания и обучения воинов; культурно-бытовые условия жизни военнослужащих; сложность боевой техники и оружия, требующих согласованных действий; регламентацию взаимоотношений и поведения военнослужащих.

Субъективные условия включают осознание военнослужащими большой значимости для общества их ратного труда, высокие морально-боевые качества, знания, навыки и умения воинов, необходимые для решения стоящих перед ними задач, мотивы поведения, интересы и потребности воинов, способность военнослужащих к самодисциплине и самооценке своих поступков.

Войсковая практика показывает, что подавляющее большинство нарушений дисциплины военнослужащими обусловлено субъективными аспектами, в первую очередь это низкий уровень сознания отдельных воинов, отсутствие твердого уставного порядка в части, недостатки в воспитательной работе и формализм в работе должностных лиц, отсутствие личного примера офицеров и принижение роли младших командиров, нездоровая нравственно-психологическая атмосфера в коллективе, искривление дисциплинарной практики, неблагоприятные бытовые условия и др.

Воинские уставы определяют, что ответственность за состояние воинской дисциплины в части (подразделении) несет командир , в обязанности которого входит ее внимательный и пристальный анализ, совершенствование форм и методов работы по укреплению. Командир обязан проявлять высокую требовательность и принципиальность при решении этих вопросов, сочетая непримиримость к недостаткам с доверием и уважением к людям, проявлением заботы о них, не допуская грубости и унижения чести и достоинства военнослужащих.

Кроме того, будучи основным организатором всей работы по укреплению воинской дисциплины, командир части (подразделения) лично изучает ее состояние в каждом подразделении, выявляет причины нарушений, оценивает работу командиров подразделений в данном вопросе, определяет наиболее эффективные ее формы и методы, цель, основные направления, пути и способы достижения высокого уровня воинской дисциплины в подразделении и части в целом.

Вся работа командира должна иметь плановый, непрерывный и комплексный характер. Практически это означает умение охватить своим вниманием все сферы воинской деятельности: боевую подготовку, караульную и внутреннюю службу, вопросы быта и досуга личного состава, повседневную служебную и внеслужебную деятельность военнослужащих.

Единство воспитательной и организаторской деятельности военных кадров, комплексный подход в воспитании подразумевают умелое использование всего богатого арсенала воспитательных средств. Сочетание массовых мероприятий и индивидуального подхода, мер убеждения и, если нужно, принуждения, других методов воспитания и самовоспитания позволяет создавать стабильное влияние на сознание военнослужащих, в том числе на формирование сознательной воинской дисциплины у личного состава.

Важное место в поддержании высокой дисциплинированности у военнослужащих занимает общественно-государственная подготовка. В приказе министра обороны Российской Федерации № 170 от 12 мая 2005 г. «Об организации общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации» подчеркивается, что общественно-государственная подготовка (ОГП) военнослужащих – один из основных предметов обучения личного состава и важнейшая форма государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания.

Цель общественно-государственной подготовки – формирование готовности к защите Отечества, верности воинскому долгу, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным силам Российской Федерации, а также повышение психолого -педагогических и правовых знаний военных кадров.

В ходе занятий по ОГП основное внимание уделяется практике обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил, изучению военнослужащими вопросов отечественной истории, традиций армии и флота, проблем государственного и военного строительства, военной педагогики и психологии, законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права.

Необходимая часть уставного порядка и важнейшее условие воспитания у воинов дисциплинированности – организация достойного воинского быта .

Вопросы материально-бытового устройства, досуга и культурного обслуживания военнослужащих играют важную роль в формировании у них навыков дисциплинированного поведения. Своевременное и полное удовлетворение материально-бытовых и культурных потребностей позволяет восстанавливать моральные и физические силы, которые затрачиваются на боевую учебу.

Некоторые воины нарушают дисциплину только потому, что должностные лица не удовлетворяют их нужды в вещевом довольствии, в нормальном питании и др. Причины самовольных отлучек бывают самые прозаические – солдат не знает куда себя деть в личное время: телевизор не работает, художественные фильмы не показывают, трудно найти книгу для чтения. И если такое происходит постоянно, это подталкивает солдата к дисциплинарному нарушению.

Таким образом, постоянная забота командиров и начальников, органов воспитательной работы об общем воспитании и военной подготовке воинов, проводимые на высоком уровне занятия по боевой и общественно-государственной подготовке, налаженный уставной порядок и организованный по уставу быт (в том числе и культурный) позволяют укрепить воинскую дисциплину.

Важную роль в воспитании сознательной дисциплинированности играет личный пример и авторитет командиров и начальников . Авторитет проявляется в том влиянии, которое оказывает руководитель на подчиненных лишь своим личным поведением, не прибегая к административным формам воздействия. Командиру должны быть присущи высокие моральные качества: доброжелательность, простота, скромность, честность, умение найти контакт с подчиненными, дисциплинированность, ровное, оптимистическое настроение.

Дисциплинарный устав обязывает начальников всех степеней подавать личный пример строгого и точного соблюдения требований присяги и уставов. Это вполне обоснованное требование, поскольку любой вид деятельности, в том числе и работа по укреплению воинской дисциплины, не подкрепленная личным примером, чаще всего малоэффективна и цели не достигает. Всякое отступление от норм воинской жизни – нетактичность, грубость, халатное отношение к службе, неряшливость, попустительство – будет тут же подмечено подчиненными и отрицательно скажется на результатах воспитания, учебы и службы воинов.

Среди путей укрепления воинской дисциплины важное место занимает высокая требовательность командиров и начальников .

Командиру-единоначальнику принадлежит ведущая роль в поддержании твердого уставного порядка. Быть требовательным – это его служебная обязанность. И если он не проявляет должной требовательности, значит, сам нарушает дисциплину и устав. Требовательность начальника ничего общего не имеет с грубостью, унижающей достоинство подчиненного, мелочной придирчивостью, холодной педантичностью. Она должна быть справедливой, одинаковой ко всем подчиненным и постоянной. Ее нельзя подменять морализированием или абстрактными нотациями.

Командир обязан уметь правильно использовать меры убеждения и принуждения . От их умелого сочетания и зависят успешное решение задач по укреплению воинской дисциплины, эффективность воспитания воинов в целом. Это определено «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации» в качестве одного из основных условий достижения высокой воинской дисциплины.

Диалектика мер убеждения и принуждения такова, что в зависимости от реальных обстоятельств основным способом может быть избран любой из методов. Каждый командир сам, в пределах своих полномочий определяет такой вид поощрения для отличившегося воина, такую меру наказания для провинившегося, которые, по его мнению, должны оказать максимальное воспитательное воздействие как на человека, к которому они применяются, так и на весь воинский коллектив.

Необходимым условием эффективности работы по укреплению воинской дисциплины служит правильная оценка того или иного поступка и соответствие меры одобрения или осуждения его характеру. Излишнее поощрение за рядовой поступок, как и несоответствующее вине наказание, вместо положительного эффекта приведет к противоположному результату.

Среди факторов, влияющих на укрепление воинской дисциплины, выделяют также межличностные связи, соблюдение уставных взаимоотношений в коллективе .

Воинский коллектив – социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества, главной задачей которых является вооруженная защита интересов Российской Федерации.

Такие общности образуются в рамках подразделений с их системой управления, распределения обязанностей, образа жизни, быта и отдыха.

Взаимоотношения в воинских коллективах регулируются нормативно-правовым положением различных должностных категорий. В уставах закреплено, что одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальники имеют право отдавать подчиненным приказания и должны проверять их выполнение.

Приказывать и повиноваться – это важнейшие требования, регламентирующие взаимоотношения в воинском коллективе. Глубокое осознание каждым военнослужащим этих положений обеспечивает становление и укрепление всей системы уставных взаимоотношений.

Во внеслужебное время форма взаимоотношений военнослужащих определяется многими факторами: взаимными интересами и целями, симпатиями и антипатиями, потребностями в дружбе и общении, качествами личности и т. д. Неофициальные взаимоотношения складываются в ходе культурно-массовой и спортивной работы, при проведении досуга. Воинский коллектив обладает огромной воспитательной силой, способной развить лучшие черты личности, устранить пороки и отрицательные привычки.

В сплочении воинских коллективов офицеры подразделений опираются на опытных и безупречно дисциплинированных воинов, особенно последнего периода службы, дают им поручения, которые требуют проявления самостоятельности, творчества, ответственности и их служебного опыта. Вместе с тем нельзя допускать послаблений для воинов этой категории. К ним необходимо предъявлять одинаковые требования во всем. Следует особо усилить контроль над старослужащими, назначаемыми в различные команды, связанные с выполнением хозяйственных и других работ.

Войсковой опыт доказывает, что в работе по укреплению воинской дисциплины командиры, органы воспитательной работы должны создавать у личного состава хорошее настроение . Это повышает активность каждого воина, слаженность и четкость действий подразделений.

Положительное психическое состояние успешно формируется при условии создания в воинском коллективе такой моральной атмосферы, которая способствовала бы утверждению в частях и подразделениях уважительного и заботливого отношения к каждому воину, честности, требовательности, доверия, сочетающегося со строгой ответственностью и духом настоящего товарищества.

Дисциплинарная власть может быть применена только в интересах выполнения служебно-боевых задач, для поддержания твердой дисциплины и уставного порядка, а также воспитания военнослужащих. Ею наделены прямые и непосредственные начальники в отношении подчиненных, а некоторые должностные лица и в отношении не подчиненных им военнослужащих. Определенной дисциплинарной властью пользуются также старшие по воинскому званию применительно к младшим.

Командиры и начальники имеют право пользоваться дисциплинарной властью лишь в том объеме, который им предоставлен, и только в отношении тех военнослужащих, на которых она распространяется; ее превышение – нарушение законности. Оно может заключаться в применении дисциплинарной власти к лицам, на которых та не распространяется, в использовании мер воздействия, которые входят в круг полномочий вышестоящих начальников; в применении к нарушителям мер, не предусмотренных законом.

Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации определены меры поощрения, которые могут применять командиры и начальники. Это меры морального воздействия (объявление благодарности, награждение грамотой и др.), а также сочетающие моральное и материальное вознаграждение (награждение ценным подарком, деньгами, предоставление краткосрочного отпуска, досрочное присвоение очередного воинского звания и др.).

Важное средство укрепления воинской дисциплины, предупреждения правонарушений и поддержания правопорядка в воинских подразделениях – правовое воспитание военнослужащих . Оно должно быть направлено на изучение законов Российской Федерации и общевоинских уставов, формирование у воинов уважения к ним, создание у них положительного отношения к правовым предписаниям, требованиям воинской дисциплины, мобилизацию личного состава на предупреждение правонарушений и происшествий.

В центре внимания должностных лиц части должны быть вопросы обучения офицеров, прапорщиков и сержантов практике индивидуальной работы с подчиненными, работе по предотвращению происшествий и преступлений, наведению и поддержанию твердого уставного порядка в подразделениях.

Реализация всех этих и других мер позволяет создать условия для повышения престижа воинской службы, укрепления воинской дисциплины, повышения личной дисциплинированности воинов и вместе с этим боеготовности и боеспособности частей и подразделений.

И воспитания личного состава, дисциплина и организованность и в конечном итоге состояние боеспособности подразделений и частей.

Сержанты относятся к младшему звену командных кадров и представляют собой самый многочисленный их . Они являются помощниками в подготовке идейно убежденных, умелых и мужественных защитников социалистической Родины. Это - ближайшие и непосредственные начальники солдат, первые их учителя и воспитатели.

Говоря о роли младших командиров, подчеркивал: «Младший комсостав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисциплинирования, боевой спайки и боевой подготовки части».

В настоящее время роль младшего звена командных кадров еще больше возросла. Это объясняется усложнением задач по обучению и воспитанию солдат в связи с сокращением сроков военной службы и изменениями, вызванными в военном деле.

Требования к обучению и воспитанию каждого солдата неизмеримо возросли, а сроки их подготовки сократились. Это вызвало необходимость повышения уровня подготовки и ответственности командиров всех степеней и особенно тех, кто ежедневно непосредственно готовит солдат, упорно трудится над тем, чтобы они стали настоящими воинами.

Исходя из оценки международной обстановки и характера современного империализма, XXV съезд КПСС нацелил партию и народ на всемерное повышение оборонного могущества нашей Родины, постоянную готовность к защите завоеваний социализма.

Особое значение в настоящее время приобретает овладение воинским мастерством, умелое владение оружием и боевой техникой на поле боя.

Современные боевые действия ведутся с применением разнообразных и мощных средств вооруженной борьбы, которые личный состав не только должен хорошо знать, но и уметь с высокой эффективностью применять в самых сложных условиях обстановки. Без этого немыслима победа в современном бою.

Эту задачу по праву можно считать задачей номер один. Она должна решаться настойчиво и целеустремленно в процессе подготовки, особенно в ходе полевой выучки личного состава, и прежде всего на тактико-строевых и тактических занятиях и учениях, боевых стрельбах, практических занятиях и тренировках на учебных полях, а также на физических тренировках, проводимых в полевых условиях.

Поэтому важнейшей обязанностью сержантов является обучение солдат воинскому мастерству, умелому владению оружием и боевой техникой. Носителями воинского мастерства являются отличники боевой и политической подготовки, классные специалисты, мастера военного дела. Долг сержантов -заботливо выращивать отличников учебы, классных специалистов, мастеров военного дела, организовывать и руководить социалистическим соревнованием в отделении, экипаже, расчете, направленным на повышение качества учебы каждого солдата, классности, мастерства, дисциплины и организованности.

Таким образом, перед сержантами Советской Армии стоят большие и ответственные задачи.

Сержант не может решать задачи обучения солдат, если сам не будет настоящим мастером военного дела, специалистом высокой квалификации. Он должен обладать высокими командирскими методическими навыками.

Говоря о командирских качествах сержанта, следует иметь в видy умение уверенно командовать подчиненными, правильно решать задачи обучения и воспитания и проявлять постоянную требовательность к солдатам. Высокая требовательность - неотъемлемое качество командира и необходимое условие высокой воинской дисциплины, организованности и порядка в войсках.

Требовательность не имеет ничего общего с грубостью и унижением достоинства военнослужащего.

Она заключается в устранении неправильных действий подчиненных, нарушающих воинскую дисциплину, уставной порядок и наносящих вред боеспособности подразделения, а также в устранении замеченных нарушений по службе, решительном пресечении проступков. Требовательность предполагает контроль за выполнением отданных распоряжений и приказов, воспитание у подчиненных беспрекословного повиновения и исполнительности.

Постоянная и твердая требовательность должна сочетаться с заботой о подчиненных, с внимательным отношением к их нуждам.

Кроме того, -сержант должен быть умелым педагогом и воспитателем. Без этого нельзя обеспечить единство процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к ведению боевых действий.

Все это означает, что сержант не только должен уметь распоряжаться, командовать, но и тщательно готовить и образцово проводить занятия с подчиненными, уметь разъяснять им изученный материал, знать и использовать методические приемы, позволяющие’ повышать боевое мастерство личного состава, владеть методами воспитательной работы. А для этого необходимо быть хорошо ознакомленным с основами военной педагогики и психологии, методикой боевой подготовки.

И наконец, каждый сержант должен быть образцом высокой дисциплинированности и исполнительности.

В. И. Ленин указывал: «…если мы добросовестно учим дисциплине… то мы обязаны начать с самих себя».

Самым действенным средством воспитания уважения к дисциплине является собственный пример воспитателя, на которого ежедневно и ежечасно устремлены взгляды подчиненных. Всякие разъяснения и требования, не подкрепленные личным примером, как правило, малодейственны и не достигают цели.

Ежедневное поведение сержанта, его исполнительность и внешний вид оказывают непосредственное влияние на воспитание подчиненных.

433.74kb.

  • План и конспект учебного занятия Методы и приемы обучения на занятиях , 463.84kb.
  • 1. Литература Нормативные правовые акты , 376.82kb.
  • План- конспект. Проведения занятия по рхбз с личным составом Тема: , 74.17kb.
  • План конспект для проведения занятия по физической подготовке с л/с , 48.85kb.
  • План занятия: объяснение правил получения очков деление на команды задание 1 Праздник , 369.44kb.
  • «УТВЕРЖДАЮ»

    "____"_______________ 20 г.

    ПЛАН-КОНСПЕКТ

    проведения занятия по методике воинского воспитания подчиненных

    с сержантами.

    ТЕМА : Соотношение методов убеждения и принуждения в воспитании подчинен-

    Ных. Дисциплинарная практика младшего командира.

    ЦЕЛЬ : Довести до слушателей формы и методы работы сержантов по

    Воспитанию подчиненных,успешному применению поощрительных

    Мер и мер принуждения,а также методику проведения дисципли-

    Нарной практики младшими командирами.

    УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1. Основные методы работы сержантов по воспитанию

    Подчиненных.

    2.Методика проведения дисциплинарной практики

    Младшими командирами.

    ВРЕМЯ : 2 часа

    МЕСТО : Комната досуга

    МЕТОД : рассказ-беседа

    ЛИТЕРАТУРА : Журнал "Ориентир",N4 за 1998 год

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    I.ВСТУПЛЕНИЕ - 5 минут

    Проверяю наличие сержантов и их готовность к занятию. Объявляю тему, цель и учебные вопросы занятия.

    II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - 90 минут

    Приступаю к изложению учебных вопросов.

    1 вопрос.

    Устав внутренней службы ВС РФ обязывает командиров всех степеней

    Постоянно поддерживать среди подчиненного личного состава крепкую во-

    Инскую дисциплину. В практическом плане это предполагает использование

    Всего арсенала методов, средств, приемов воспитательного воздействия

    С целью формирования у подчиненных сознательной дисциплинированности.

    Среди наиболее общих методов, применяемых с этой целью сержантами

    (старшинами),можно назвать убеждение, упражнение воинов в правильных

    Поступках, наказание с целью предупредить появление нежелательных ка-

    Честв, воздействие на подчиненных личным примером своего поведения и

    Многое другое.

    Молодые люди, призываемые в армию и на флот, конечно, уже имеют оп-

    Ределенное представление о воинской дисциплине. Но, к сожалению, в усло-

    Виях нынешнего негативного информационного воздействия он часто бывает

    Искаженным. Значит от младших командиров с первых дней прибытия молодо-

    Го пополнения в подразделения потребуется кропотливая работа, направ-

    Ленная на то, чтобы сообщить воинам необходимые знания, дать обстоятель-

    Ные разъяснения и подвести их (воинов) к глубокому осознанию сущности

    И основного содержания воинской дисциплины в нашей армии.

    Но одного знания - как себя вести - конечно, недостаточно. Нужна

    Убежденность в необходимости поступать только так, а не иначе. Поэтому в

    Воспитании сознательной дисциплинированности такое большое значение

    Отводится методу убеждения.

    В Дисциплинарном уставе ВС РФ подчеркивается, что воинская дисцип-

    Лина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга

    И личной ответственности за защиту своего Отечества. А такое понимание

    Может быть достигнуто путем убеждения. Существует ряд приемов,обеспечи-

    Вающих эффективность применения этого метода. Так,у воина может сло-

    Житься ошибочный взгляд на какую-то сторону армейской жизни. От младше-

    Го командира в этом случае требуется опровергнуть неправильный взгляд

    Подчиненного, доказать, почему уставы регламентируют поступать именно

    Таким образом. Убеждение неразрывно связано с разъяснением, которое

    Должно быть четким и аргументированным. Часто исключительно эффективным

    Приемом убеждения является сравнение,при котором воинам дается воз-

    Можность лучше познать и оценить самих себя. Кроме названных приемов

    Существуют и другие. И в каждом конкретном случае сержант выбирает

    Те, которые наиболее эффективно влияют на развитие сознательной дисцип-

    Линированности военнослужащих.

    Необходимо отметить, что убеждения можно добиться как словом, так

    И делом, примером.

    Дисциплинированность воина зависит не только от уровня развития

    Его сознания, но и от имеющихся навыков и привычек, которые заставляют

    Соблюдать целый ряд уставных требований. Поэтому в качестве метода вос-

    Питания дисциплинированности младшие командиры используют упражнение.

    Особенности ратного труда требуют исключительной точности, ловкос-

    Ти, быстроты ориентировки в складывающейся ситуации и безошибочной ре-

    Акции на нее, т.е. определенного автоматизма поступков и действий. Такие

    Качества вырабатываются только тогда, когда человек упражняется, посто-

    Янно выполняет установленные правила поведения. Осуществление метода

    Упражнения на практике предусматривает высокую требовательность млад-

    Ших командиров к подчиненным, поддержание твердого уставного поряд-

    Ка, обеспечение примерности военнослужащих в службе и личном поведении.

    Добиться у подчиненных закрепления тех или иных положительных ка-

    Честв сержанты могут и целенаправленным использованием мер поощрения.

    Конечно, спектр поощрений, предоставляемых сержанту Дисциплинарным

    Уставом, невелик. Командир отделения имеет право снять ранее наложенное

    Им дисциплинарное взыскание, объявить благодарность. Но зачастую и этого

    Достаточно, чтобы укрепить веру солдата в свои способности, вызвать у

    Подчеркнуть, что поощрения играют дисциплинирующую роль только при соб-

    Людении ряда условий, а именно: соответствия мер поощрения степени зас-

    Луг воина; целесообразности применения поощрения; выделения личностных

    Качеств военнослужащих, за проявление которых он поощряется; учета при

    Поощрении индивидуальных особенностей подчиненных; разнообразия мер по-

    Ощрения; своевременности их применения.

    С методом поощрения тесно связан метод принуждения. Одной из его

    Форм является наказание за нарушения воинской дисциплины. Его суть зак-

    Лючается в негативной оценке, осуждении, а при необходимости и пресече-

    Нии действия, нарушающего уставные требования. Командир отделения имеет

    Право наложить на нарушителя дисциплины из числа подчиненных следующие

    Взыскания: объявить выговор или строгий выговор; лишь солдата, проходя-

    Щего военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения

    Воинской части; назначить в наряд вне очереди на работу. Но наказание

    Только тогда дает нужный эффект, когда вызывает у воина переживание за

    Свой недостойный поступок, то есть чувство стыда, неловкости, раская-

    Ния, сожаления и прочее. Вот почему младшему командиру важно постоянно

    Заботиться об условиях, которые обеспечивали бы высокую эффективность

    Дисциплинарных мер воздействия. Большое значение при этом имеет обосно-

    Ванность наложения взыскания, своевременность приведения его в исполне-

    Ние и снятие взыскания с воина, исправившего свое поведение.

    Но все же опытный командир к взысканиям прибегает обычно в край-

    Них случаях. Ведь у сержанта, старшины немало и иных средств воздействия

    На нарушителя порядка. Это и устное замечание, и напоминание о долге

    Службы, и критика нарушителя в товарищеской беседе, и принципиальный

    Разговор с глазу на глаз.

    Еще раз хочется подчеркнуть, что поощрение, так и наказание должны

    Быть обоснованными, применяться лишь в тех случаях, когда для этого

    Действительно есть основания. Только справедливое, тщательно продуманное

    Их использование принесет пользу делу укрепления воинской дисциплины.

    Войсковая практика свидетельствует, что невозможно поддерживать

    Дисциплину на должном уровне, если не обеспечена высокая дисциплиниро-

    Ванность командного состава. Личная примерность сама по себе оказывает

    Определенное влияние на поведение воинов, на их развитие, на формирова-

    Ние у них воинских качеств. Если солдаты видят, что их сержант отлично

    Стреляет, водит боевую машину, успешно освоил воинскую специальность, об-

    Разцово выполняет строевые приемы, уверенно чувствует себя на спортив-

    Ных снарядах, то и они стремятся поступать подобным образом. Однако од-

    Ного примерного поведения командира еще недостаточно. Авторитет сержан-

    Та, как и любого другого лица командного состава, немыслим без его спо-

    Собности умело руководить подчиненными, потребовать от них бесприкос-

    Ловного и точного выполнения порядка и правил военной службы. Солдаты

    Только тогда по-настоящему будут уважать своего командира, сплачиваться

    Вокруг него в единый коллектив, когда они увидят в нем и подготовленно-

    Го военного специалиста, и уверенного в себе, волевого человека, и стар-

    Шего товарища, обладающего твердыми убеждениями, служебным опытом, общей

    Культурой, нетерпимого к недостаткам. Уважение подчиненными командира

    Как личности обеспечивает ему право командовать ими, обучать и воспиты-

    2 вопрос.

    Перечисленные методы воспитательной работы младших командиров по

    Поддержанию воинской дисциплины и правопорядка могут проявляться в оп-

    Ределенных формах. Условно они разделяются на индивидуальные и массо-

    Вые.К последним относятся беседы, лекции, вечера вопросов и ответов и

    Т.п. Хотя сержанты и принимают в этих мероприятиях самое непосредствен-

    Ное участие, но организаторами их проведения все же выступают офицеры и

    Прапорщики. Поэтому мы остановимся на индивидуально-воспитательной ра-

    Боте младших командиров, тем более что методика ее проведения часто вы-

    Зывает у сержантского состава наибольшие трудности. А ведь знание под-

    Чиненных, их сильных и слабых сторон, привычек, склонностей, интересов и

    Идеалов позволяет воспитателям уверенно руководить ими, оказывать на

    Них действенное влияние, своевременно принимать необходимые профилакти-

    Ческие меры.

    Что сержанту необходимо знать о подчиненных? Прежде всего - усло-

    Вия их воспитания и жизни до призыва, социальный опыт, основные установ-

    Ки по прохождению службы, уровень общего образования, способность к ов-

    Ладению конкретной специальностью, особенности темперамента и характе-

    Ра.С этой целью целесообразно в именном списке личного состава (ведет-

    Ся в сержантском блокноте) иметь следующие сведения о подчиненных:

    Фамилия, имя, отчество;

    Должность;

    Образование;

    Военно-учетная специальность;

    Год, месяц, число и место рождения;

    Национальность;

    Время и место призыва в армию;

    Род занятий до призыва;

    Семейное положение, фамилии, имена, отчества ближайших родственников;

    Место работы родителей, жены;

    Уровень физической подготовленности;

    Склонности и увлечения.

    Эти данные, а также внимательное наблюдение за поведением военнос-

    Лужащего на занятиях, в ходе несения службы, в свободное время, его внеш-

    Ний вид, реакция на реплики товарищей подскажут командиру направление

    Индивидуальной работы с ним. Интерес при изучении подчиненного предс-

    Тавляют его автобиография, характеристики, анкеты. По ним сержант может

    Судить о его навыках, способностях, интересах и других качествах личнос-

    Знание индивидуальных особенностей воинов помогает младшему ко-

    Мандиру принять правильное решение при подборе личного состава для не-

    Сения караульной службы, внутреннего наряда, выполнения хозяйственных

    Работ.Так, на ответственные участки, связанные с необходимостью принятия

    Нения в поведении, то есть склонных к недисциплинированности, пьянс-

    Тву, наркомании и токсикомании. Последним необходимо исключить доступ к

    Должностям, связанным с использованием ГСМ и фармацевтических препара-

    Тов. Сержантам также необходимо постоянно контролировать военнослужа-

    Щих, родственники которых или они сами предпринимали попытки самоубийс-

    Практика показывает, что сержантам нужно учитывать и националь-

    Ность подчиненных, так как она отражает определенные характеристики той

    Среды,в условиях которой формировалась личность. При этом недопустима

    Абсолютизация черт национального характера.

    В ходе индивидуальной работы с подчиненными младшим командирам це-

    Лесообразно применять такое общее педагогическое правило: на избало-

    Ванного воздействовать жесткой требовательностью, на оступившегося -

    Доверием, на зазнавшегося - показом его невежества, на замкнутого - иск-

    Ренностью, на раздражительного - спокойствием, на недисциплинированного

    Образцом высоконравственного поведения.

    Весьма положительно сказывается на улучшении воинской дисциплины

    Умение сержантов и старшин управлять межличностными отношениями в под-

    Разделении. Важно в связи с этим хорошо знать реальную структуру таких

    Отношений, состав микрогрупп, их направленность, лидеров. Здесь не обой-

    Тись без помощи офицеров, без знания основ психологии воинского коллек-

    Тива. Но эти знания младшему командиру сформировать у себя в отделении

    Обстановку требовательности, сплоченности, товарищества. А в хорошо сла-

    Женном, дружном коллективе, как давно подмечено, и случаи нарушения воин-

    Ской дисциплины редки.

    Как правильно организовать совместную деятельность военнослужащих?

    Есть несколько советов, которые могут помочь сержантам и старшинам из-

    Бежать конфликтов между подчиненными. Младшим командирам необходимо:

    Четко определить индивидуальные задания каждому подчиненному;

    Оказанию взаимопомощи;

    Определить оценочные критерии, которые должны ясно указывать на

    То,кто и как справился с порученным делом;

    Позаботиться об обеспечении военнослужащих всем необходимым для

    Выполнения поставленных задач;

    Дать понять личному составу, что при распределении нагрузки ко-

    Мандиром были учтены все факторы.

    Главным, стержневым направлением деятельности сержантов и старшин

    Является воспитание у военнослужащих высокой личной ответственности за

    Строгое и точное соблюдение Конституции РФ, законов и общевоинских ус-

    Тавов, за безупречное поведение и исполнительность.

    III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 5 минут

    Напоминаю тему и цель занятия, учебные вопросы и как они усво-

    Ены. Отмечаю лучшие выступления и недостатки в ходе занятия.

    РУКОВОДИТЕЛЬ ЗАНЯТИЯ _______________________________

    ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

    Российские Вооруженные Силы образованы Указом Президента Российской Федерации 7 мая 1992 г. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.

    К решению задач обороны страны привлекаются пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны (далее – другие войска).

    В современных условиях одной из важных задач Вооруженных Сил является обеспечение ядерного сдерживания, которое составляет стержень всей системы национальной безопасности страны. Кроме того, приходится решать и принципиально новую задачу – осуществлять миротворческую деятельность как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

    В соответствии с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации Вооруженные Силы и другие войска могут применяться для противодействия внутренним источникам военных угроз. Отдельные формирования Вооруженных Сил в соответствии с действующим законодательством могут привлекаться для содействия органам внутренних дел и внутренним войскам МВД Российской Федерации в локализации и блокировании района конфликта, пресечении вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, а также в защите стратегически важных объектов.

    На Вооруженные Силы также могут возлагаться задачи по оказанию помощи пограничным войскам в охране государственной границы, содействию в охране морских коммуникаций, важных государственных объектов и экономических зон, в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, пиратством.

    Силы и средства Вооруженных Сил и других войск могут также привлекаться для оказания помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

    Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

    Свою деятельность Вооруженные Силы осуществляют на основе Конституции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, и другими законодательными актами в области обороны.

    Сержанты относятся к звену младших командиров и представляют собой самый многочисленный отряд командных кадров. Они несут всю полноту ответственности за обучение и воспитание подчиненных. Говоря о роли младших командиров, М. В. Фрунзе подчеркивал: «Младший комсостав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисциплинирования, боевой спайки и боевой подготовки части»*.



    В настоящее время роль сержантов еще более возросла. Это связано с усложнением задач, стоящих перед частями и подразделениями, изменением социального облика солдата, переходом на комплектование соединений и воинских частей Вооруженных Сил военнослужащими по контракту, совершенствованием вооружения и военной техники. Требования к обучению и воспитанию солдат возросли, а сроки их подготовки остались прежними. Это обусловило необходимость повышения уровня педагогической культуры и ответственности командиров всех степеней, и в первую очередь тех, кто непосредственно формирует у солдат качества воина.

    Воспитание личного состава осуществляется сержантами в ходе повседневной военной службы и боевой учебы. Они организуют службу подчиненных в соответствии с уставами, добиваются, чтобы весь уклад военной службы воспитывал у личного состава верность Военной присяге.

    Одной из важных задач сержантов является воспитание у подчиненных готовности к защите Отечества, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, стремления к образцовому выполнению воинского долга и служебных обязанностей. Для этого они сами должны служить примером воспитанности, ревностного отношения к службе.

    Сержанты помогают подчиненным изучать вооружение и военную технику, уставы и руководства, организуют и несут вместе с ними службу в суточном наряде, ведут ежедневную работу по укреплению воинской дисциплины, формируют умение подчинять свои действия и поступки требованиям воинских уставов, приказам командиров. Они отвечают за строевую выправку и физическую подготовку подчиненных, за сохранность их здоровья и обеспеченность всем необходимым. Здесь особенно важны личный пример сержантов, их авторитет, высокие нравственные качества, самоотверженное отношение к делу, дисциплинированность.

    В связи с этим младшие командиры должны стремиться к повышению своих педагогических знаний, развитию методических навыков, изучению передового опыта работы с людьми. Обязанность сержанта – быть умелым учителем и воспитателем. Без этого нельзя добиться единства процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к защите Родины.

    Важнейшее требование к процессу обучения и воспитания – знать и учитывать национальные особенности, традиции и обычаи тех народов, представителями которых являются подчиненные. В многонациональном коллективе сержант обязан неукоснительно руководствоваться принципами справедливости, проявлять особую чуткость, осмотрительность и принципиальность, заботу об укреплении дружбы и войскового товарищества.

    Высокая требовательность – неотъемлемое качество командира, основа дисциплины и организованности в подчиненном ему подразделении. Она не имеет ничего общего с грубостью, пренебрежительностью, унижением достоинства подчиненного, что отдаляет солдата от сержанта. Требовательность должна быть постоянной, справедливой, одинаковой ко всем, уважительной. Требовательность, сочетаемая с уважением подчиненных, помогает солдатам осознать свои задачи, мобилизовать силы на их успешное выполнение. Требовательность должна подкрепляться строгим контролем за действиями подчиненных, сочетаться с умелым поощрением добросовестного труда, с заботой о подчиненных, с внимательным отношением к их нуждам.

    Успех в работе сержантов во многом зависит от того, насколько они осознают свой личный долг и ответственность за дела и поступки подчиненных, совершенствуют свои знания и опыт, разумно используют права, предоставленные им воинскими устава.

    Части и подразделения становятся боеготовыми, если хорошо подготовлены и слажены отделения, если каждый военнослужащий четко знает свои обязанности и безупречно их выполняет. Велика в этом роль сержанта, который лично учит солдата воинскому мастерству, готовит отличников учебы и классных специалистов.