Верят ли дети в деда мороза статистика. «Вера в Деда Мороза — это важно

Сара Кромптон, Сара Уомак

Взрослым хорошо известно: Деда Мороза не существует. И все же перед Новым годом они спрашивают детей, что они хотели бы получить в подарок от Деда Мороза, поддерживая детскую веру в миф. А хорошо ли это? Журналисты The Daily Telegraph предлагают два разных ответа на этот вопрос. «Поучаствуйте в сказке», - говорит Сара Кромптон, уверенная, что вера в Деда Мороза помогает ребенку поверить в силу добра. «Этот миф приучает ребенка брать, а не отдавать, а родители из-за него попадают в неприятные истории», - считает Сара Уомак.

В жизни каждого ребенка наступает момент, когда он, доверчиво глядя в глаза родителям, грустно спрашивает: «А Дед Мороз на самом деле существует?» На этот случай взрослому лучше иметь заранее приготовленный ответ.

Я задала этот вопрос отцу (надо сказать, что достаточно поздно, когда мне было 10 лет) и помню свои ощущения в тот момент. Мне очень хотелось продолжать верить, но в душу уже закрались сомнения. Я также помню его ответ. Он сказал: «Дед Мороз будет существовать до тех пор, пока ты этого хочешь».

Поэтому я по-прежнему немного верю в Деда Мороза – хотя бы ради своих детей. Мне кажется, что если Дед Мороз что-то и значит, то вовсе не то, что бросается в глаза. Он не просто большой веселый старик в красном пальто и с белоснежной бородой. За ним скрывается иная, более глубокая магия. Он говорит о бессмертной силе любви.

Помните, как в театральной постановке герой сказки Питер Пэн вдруг поворачивается к аудитории и просит зрителей спасти угасающую жизнь влюбленной в него Тинкербелл? «Хлопайте, если вы верите в чудеса!» - просит он. Если у вас не каменное сердце, вы начинаете хлопать в ладоши, и вот уже аплодисменты гремят по всему залу. Если вы уже взрослый, вы вряд ли верите в то, что происходит на сцене, но, присоединяясь к сказке, вы усиливаете власть волшебства.

Я думаю, что родители напрасно переживают по поводу Деда Мороза. Я заметила, что дети обладают удивительной способностью удерживать в голове сразу несколько идей. Мои собственные дети, которым пять и восемь лет, верят, что именно Дед Мороз приносит им подарки. Иногда они переживают, что получили больше, чем соседские ребята (которые старше их и уже давно не заглядывают под елку в ожидании подарков), но на этой мысли они долго не останавливаются.

Еще больше их волнует судьба детей, в чьих домах нет печной трубы, по которой ночью пробирается Дед Мороз. Но после некоторых раздумий они приходят к выводу, что того, кто способен за одну ночь облететь весь земной шар, нельзя остановить такой мелочью, как отсутствие подходящего камина или печки.

Однако дети не видят никаких проблем в том, что этот сказочный герой часто предстает перед нами в образе живых людей. Они готовы принять, что это просто мужчины, переодетые в костюм Деда Мороза. Их личное отвращение к шопингу в любое время года привело к тому, что они пока ни разу не сталкивались с живым Дедом в магазине, но они прекрасно знают, что человек, который появился в школе с мешком подарков, живет в конце улицы и играет роль Деда Мороза, потому что так делают все взрослые.

Помню эпизод из собственного детства. Я встретила очень милого Деда Мороза в городе Кендал, и хотя я не помню точно, чего я ждала, когда шепотом сказала ему, какой подарок хотела бы получить, все-таки я уверена, что даже в тот момент не верила, что он настоящий. Просто человек, исполняющий роль.

Точно так же в сказках, которые вы читаете с детьми под новый год, встречаются различные «версии» этого героя. Дед Мороз в них бывает веселым, рассеянным, с помощниками или без них, и даже уезжающим отдыхать.

Конечно, все эти образы Деда Мороза вызывают у детей вопросы. Но, отвечая на них, вам не следует лгать. Успокойтесь и поучаствуйте в сказке. Ведь таким образом вы лишь позволяете многовековой истории, которая создала миф о любви, укрепить в детских душах веру в силу добра и желание делиться, не делая различия для богатых и бедных.

Когда вы говорите «да» невероятной магии Деда Мороза, вы говорите «да» надежде и вере. В конце концов я не знаю ни одного взрослого, кто бы хотел, чтобы ему в детстве сказали правду о Деде Морозе. Всем хочется в жизни немного волшебства.

Мой муж ранее не был замечен в привычке огрызаться и ворчать, но когда я сказала, что собираюсь сообщить нашей дочери Грейс (ей 14 месяцев), что никакого Деда Мороза не существует, он вспоминал об этом целый день.

«Да с ней никто водиться не будет в школе, а с нами как с ее родителями просто никто не будет разговаривать. Ведь рассказывать про Санта-Клауса – это не ложь. Это педагогический прием», - бубнил он.

В этом, конечно, есть своя логика, но годами фантазировать про Деда Мороза не по мне. И в детстве я не испытала разочарования, когда моя мама наконец призналась, что выставлять за дверью молоко и сладкий пирог для оленьей упряжки незачем. А если совсем уж честно, я никогда не слышала, чтобы мои родители говорили о Деде Морозе.

История на одном из веб-сайтов показывает, в какую неприятную ситуацию могут попасть родители из-за этих сказок. Вот одна, с сайта raisingkids.com: «В прошлом году одноклассница моего сына сказала ему, что Деда Мороза не существует. К счастью, мы смогли убедить его, что это не так. В местном магазине ребенок «нашел» ответ на свое письмо с просьбой о подарках, к тому же он видел «следы сажи» на полу. Когда другие дети разрушают миф, вся магия исчезает, а ребенок относится к празднику просто как к дню, в который выдают подарки. В прошлом году ему было пять лет. Боюсь, что в этом году история повторится, но с более взрослым и циничным ребенком. Может быть, нам лучше самим сказать ему правду, а не ждать, пока он услышит ее на детской площадке?»

Следы сажи на полу? Я вас умоляю…

Проблема в том, что доверчивые и восприимчивые дети (мы ведь все хотим таких, правда?), а особенно те, у кого нет старших братьев или сестер, будут страшно разочарованы, когда вы признаетесь, что все это время обманывали их. А вы сами разве не хотите, чтобы именно из ваших уст он узнал правду?

Еще одна причина, по которой я не хочу лгать, заключается в том, что дети не могут оценить подарки, которые приносит им бородатый старик, который видит их один раз в год. И они не могут его поблагодарить. Поэтому для детей лучше знать, сколько усилий потребовалось родителям, чтобы купить именно то, что они просили. Пусть знают не только о получении подарков, но и том, чего стоит сделать хороший подарок.

Как говорит отец Джон Ейч, сказки про Деда Мороза могут иметь последствия. «Когда взрослый говорит: «Да, Дед Мороз существует, а его повозка с оленями облетает весь земной шар», это уже не игра. Взрослый человек придает мифу свою авторитетность, делает его правдоподобным, и когда позднее ребенок выясняет, что Деда Мороза нет, он начинает сомневаться и в других вещах, которым учили его родители, в том числе в религии».

Поймите меня правильно. Я вовсе не против того, чтобы дети получали «подарки от Деда Мороза». Можно положить их под елку, но пусть ребенок использует свое воображение, а не слушает ложь старших.

Моя подруга, у которой восьмилетний сын, сказала ему правду. «Я думала, что он все равно это знает, но я даже не могу вам передать, как он разрыдался», - рассказывала она.

Я не собираюсь посадить свою дочь на колени и объявить, что никакого Деда Мороза в природе не существует. Но я не собираюсь притворяться, будто старичок в красной шубе может облететь вокруг Земли со скоростью, в пять раз превышающей скорость света, и в течение двух часов раздать миллиарды подарков. И я не собираюсь объяснять, как он умудряется одновременно быть на юге и на севере.

Минуточку, минуточку! Что я слышу? Муж прочитал эти строки на экране компьютера и, похоже, сменил гнев на милость. «Нам не надо никаких следов сажи на ковре», - бормочет он.

Оригинал сообщения находится на сайте Газета.ru

на журнал "Человек без границ"

Давным-давно в старой доброй Англии жил великий сказочник и ревностный католик Джон Роналд Руэл Толкиен. Нашим читателям он известен как творец «Хоббита» и «Властелина колец», но Профессор был еще и замечательным отцом. Долгие годы он писал рождественскую сказку для своих детей - и эта сказка называется «Письма Рождественского деда». Или, с поправкой на переводческую адаптацию - письма Санта Клауса. Письма Деда Мороза. Дед Мороз (с вашего разрешения, я адаптирую перевод для русского читателя) пишет детям Толкиена о своем житье-бытье, трудностях и комичных ситуациях, которые случаются с ним и его помощником - полярным белым медведем… И дети верят в то, что Дед Мороз существует, пишут письма ему в ответ, и сказка не кончается.

Зачем ревностному католику, настоящему христианину, каковым был Толкиен, было придумывать для детей живущего на Северном полюсе старика, который дарит подарки детям по всему миру? Почему нельзя было сказать: главное чудо - это Рождество Христово, и мы дарим подарки в память о тех дарах, которые принесли Младенцу Христу волхвы? И почему снова и снова верующие родители стесняются того, что к их верующим детям приходит Дед Мороз? Да еще и (у православных русских) рождественским постом!

Когда мы с братьями были маленькие, мы всегда очень ждали отдельно - Нового года, и отдельно - Рождества. Семья у нас верующая, и поэтому особого размаха в праздновании Нового года не было - это праздник семейный, уютный и главное - сказочный. Утром мы вскакивали и бежали к елке. А там уже ждали подарки, на которых лежали записки: «Шуре от Деда Мороза», «Степе от Деда Мороза», «Дане от Деда Мороза». Однажды я задала коварный вопрос: почему записки написаны папиным почерком? Брат мигом ответил: Дед Мороз передал папе подарки, а папа уже подписал, кому что. Сомнений у меня не возникло.

Зачем моим родителям, верующим, с детства водившим нас в храм, понадобился Дед Мороз? Мы ведь очень ждали Рождества, со слезами (признаюсь, в моем случае) добивались права пойти на ночную службу… Помню, только начали служить в большом соборе Донского монастыря, было страшно холодно и мы во время службы бегали в придел - погреться. Так зачем был нужен Дед Мороз?

Мне кажется, ответ на этот вопрос лежит в нескольких плоскостях. Первая, самая простая - ребенок живет в обществе. Как говорил классик, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. И если ко всем друзьям пришел Дед Мороз и подарил подарки, а к тебе нет - справится ли детская душа с внутренней обидой, с тщательно подавляемым разочарованием? Или не впадет ли в другую крайность - в гордыню не по возрасту, мол, сверстники-то в Деда Мороза верят, а я-то знаю, что верить можно только в Бога?

Другая причина - более сложная и, мне кажется, более весомая. Ребенку необходимо чудо… Помните, в «Алых парусах»? «Если человек хочет чуда, сделай ему это чудо»… Душа ребенка жаждет чуда везде и во всем, поэтому даже совсем маленькие дети способны замирать перед бабочкой, криком выражать радость при виде белочки или дятла, или с тревогой в голосе допрашивать: «Бабушка, радуга - это откуда? Зачем? Как?». Чудо Рождества Христова - божественное, и вместить его величие и значение для человечества вряд ли способен в полной мере и взрослый человек. Недаром из года в год, из века в век поэты вновь и вновь переживают и пересоздают события в Вифлееме, и снова, кажется, остается неуловимой еще одна грань непостижимого. Как вместить: воплотился Бог для того, чтобы своими страданиями спасти человека? А ведь без всей этой логической цепочки чудо Рождества не будет полным. Именно для этого Рождается Спаситель - пострадать за всех (не потому ли многие колядки исполнены проникновенной печали?). А стоит рассказать впечатлительному ребенку о том, что Господь рождается, чтобы спасти человека - как? - пострадать, и ребенок может и в слезах Рождество Христово встретить (случай реальный!). Так почему бы не быть доброму сказочному Деду Морозу, который в преддверии Рождества дарит волшебную ночь с подарками, и уже в день Рождества ничто не отвлекает от самого праздника?

Впрочем, и это не самое главное. А главное, думается, таится в вопросе, который стоит задать более широко. Зачем ребенку сказка?

Зачем ребенку сказка и вера в чудеса (не христианские) вообще? Зачем эльфы, Дюймовочка, фея-крестная, деревья, которые говорят, путешествие в волшебную страну, волшебная палочка и прочее, и прочее, и прочее?

В старой советской книге «Личное счастье» есть очень трогательный эпизод. Девочка Изюмка ищет эльфов, и заведующая детским садом оказывается в сложной ситуации: «Она медлила. Она не знала, как быть. Сказать, что эльфов вообще нет на свете?.. Нужно ли это? Разве так долго длятся годы раннего детства, когда человека окружает сказка, когда сказка встречается ему на каждом шагу и ежедневно вмешивается в его жизнь?.. Надо ли торопиться с разоблачениями?». Поразительно, что советская воспитательница не торопится с разоблачением - она понимает, что сказка нужна человеку - чтобы расти, мечтать, творить, крепнуть. Чтобы преодолевать себя, чтобы помогать другим, чтобы дарить радость. Чтобы примирять в себе радость от шоколадки и радость от праздника Рождества Христова, и не стыдиться радостей повседневных, идя к радостям божественным…

Дед Мороз как-то подарил нам на новый год шоколадки для украшения елки. Мы повесили их и ждали Рождества, чтобы полакомиться. 7 января я поднялась в 8 утра (после ночной службы мы пришли домой около 4!), чтобы посмотреть сказку «Морозко», которую почему-то решили в дни школьных каникул показать в 8.10. Елка, «Морозко», вкусно пахнет шоколадом… И как-то незаметно шоколадок стало значительно меньше… Пришлось, когда встала вся семья, признаться, куда они делись. И тут выяснилось, что к Рождеству Дед Мороз прислал нам еще один пакет шоколадных игрушек, которые тут же украсили елку.

Знаете, а я до сих пор верю, что добрый волшебник Дед Мороз существует.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Хорошо ли детям верить в Деда Мороза? Накануне Нового года этот вопрос всерьез волнует некоторых православных родителей. Что делать, если сами они росли в семьях неверующих, где Рождества не было, зато были Дед Мороз и Снегурочка! А у наших православных детей как должно быть? Без «пережитков язычества»? И мамы прячут под елку подарок «от ангела», от «младенца Христа» или просто «от родителей» — «а деда Мороза никакого нет!». Так что в детском саду у всех детей подарки от Деда Мороза, а у нашего, православного, — эксклюзивный, от ангела. А может, нужно относиться к этому проще?

Оставьте детям сказку и чудо!

Другие православные родители не торопятся убеждать детей в том, что любимого детского персонажа новогодних праздников на самом деле не существует. Иерей Алексей Агапов , настоятель храма Святого Архистратига Божия Михаила (г. Жуковский), отец четверых детей: «Мы Деда Мороза любим и всегда приглашаем к детям. Дед Мороз — это сказка. А для ребенка сказка — очень важная часть его мира, для него совершенно очевидно, что сказка есть! И когда люди, сами с разрушенным укладом, вдруг решают ниспровергнуть все основы и сделать все заново и правильно, когда они лишают детей этапа мифологического сознания, они наносят им большой вред. Сказка — часть живой фольклорной традиции, которая есть во всех культурах. Мы не понимаем, почему и зачем это есть, но может быть, лучше не ломать, а бережно отнестись к тому, что традиционно существует? Давайте к святым отцам обратимся: и Василий Великий, и Иоанн Златоуст были воспитаны на языческой литературе и философии, и впоследствии ни то ни другое не отвергали как что-то ненужное и вредное (у Василия Великого есть даже статья «О пользе для юношества языческих сочинений»). Никто из них не говорил: «А, это все язычество! Там меня учили ходить коленками вперед — буду теперь из принципа ходить коленками назад».

Семейный детский психолог, сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре Светлана Перегудова тоже защищает Деда Мороза: «Если говорить ребенку, что Деда Мороза нет, что это языческая выдумка или что Дед Мороз — переодетый актер, такая сугубо реалистическая позиция родителей лишает ребенка связи со сказочным миром. Детский мир очень символичный, в нем еще только налаживается связь между сказкой и реальностью. Через сказку ребенок познает отношения людей, свой внутренний мир, через сказку он понимает место чуда в жизни и вообще возможность чуда, возможность иного мира. Сказочный мир — это образ мира иного: мира божественного, мира ангелов, являющегося в чудесах. И задача родителей — помочь ребенку осознать это».

А иначе, если быть последовательными, «правильные» православные родители должны запретить детям читать все волшебные сказки. Или читать, постоянно напоминая, что фей и волшебников нет. Но ведь они есть — в сказке! И отец Алексей, и Светлана Перегудова считают, что, стремясь оградить ребенка от «неправильных сказочных чудес», родители убивают детскую способность верить в чудо как таковое. Отец Алексей: «А потом вырастают взрослые люди, совершенно забывшие и не понимающие, что такое удивление перед чудом. Они говорят: “ Ну и где этот рай и ад? Где это находится — под землей, над землей? Космонавты летали, ничего не видели!” А когда в душе человеческой уживаются вещи, рационально никак не сочетаемые, — это хорошо».

Светлана Перегудова: «Родители, которые очень четко хотят обозначить для ребенка реальность духовного мира, оградив его от всего “вредного”, рискуют вырастить рафинированного человека. Опасно отделять ребенка от всего остального мира: вот христианские ценности, а остальное — зло, весь остальной мир с его культурой, сказками, в которых есть след язычества. При таком подходе даже Колобок становится подозрительным персонажем — у него тоже языческие корни. Надо не отгораживаться от мира, а научиться ко всему правильно относиться.

Чудо праздника, Дед Мороз, Снегурочка очень привлекательны для детской души, но если он чувствует, что родители этого не одобряют, он может принять запрет, но в то же время сожалеть о нем, испытывать недовольство родителями из-за того, что они лишили его мира чудес и волшебства. Есть примеры искаженного аскетического воспитания детей в семьях, когда детям не дают сладкого, не устраивают праздников, т. е. лишают основных радостей детства. Такой ребенок, чувствуя себя обделенным, в период подросткового протеста отказывается от веры родителей: “Не хочу, если в этом нет радости”. А ведь в православной вере как раз есть радость, есть место добрым чудесам! Дед Мороз — это сказочный образ, который помогает ребенку в собственной жизни увидеть чудеса. Так что должна присутствовать и реальность духовного мира с его ценностями: “Для нас, христиан, важно вот это”, и в то же время обычная, свойственная детям реальность сказки».

Обе реальности нужны, но каждая по отдельности, не нужно встречу с Дедом Морозом превращать, например, в беседу о Рождестве. Иерей Александр Лаврухин, директор Димитриевской православной школы (Москва), отец пятерых детей: «Мы пригашаем Деда Мороза к детям на приходскую елку, он играет с ними, дети его любят, мы не собираемся бороться с обычаями, в которых нет ничего греховного. Но Дед Мороз не должен становиться этаким преподавателем воскресной школы, говорить детям о Христе, о Божией Матери. Потому что тогда происходит смешение шутки, сказки, игры – с Истиной. Вот это плохо, а не сам Дед Мороз!»

Переодетый папа

Ребенок ждет прихода сказочного деда, глаза его горят, и вот Дед Мороз приходит — а у него оказываются обыкновенные брюки, ботинки вместо валенок. Не настоящий! А если еще и ботинки знакомые…

Отец Алексей Агапов: «Да, у меня был такой случай: “И этот не настоящий…” — и все, у ребенка глаза померкли, всякий интерес теряется, и родители не в силах ничего сделать. Поэтому у нашего православного Деда Мороза, которого мы все очень любим, все мелкие детали совпадают с традиционным обликом, это очень важно».

Светлана Перегудова считает, что такое разочарование — дело поправимое: «Даже если ребенок видит, что это папа или сосед, нужно сказать, что это тоже чудо, что человек не просто так пришел и подарил подарок, чтобы ты ему сказал “спасибо”, а решил тебя порадовать в честь волшебного праздника и остаться неизвестным. Ты не расстраивайся, что это не настоящий Дед Мороз! Ведь в сказке они точно есть! Может, он еще придет? Нужно обязательно оставить место для новогоднего чуда. Не зря оно в культуре закрепилось и сопровождается подарками, утешением человека из года в год, дает вкус жизни, учит ребенка радоваться, благодарить Бога и ближних».

Дети постарше, конечно, и сами давно понимают что к чему. Но любовь к Деду Морозу у многих все равно остается. Священник Алексей Агапов: «Наши дети, особенно старшие (старшему сыну — 13, дочке — 11), уже знают, что это сказка, знают, что кто-то нарядился. Мы им говорим: “Мы малышей повезем в гости, к ним там Дед Мороз придет”, а они: “Как, а к нам не придет?” — “А надо, что ли?” — “Ну как же, конечно! Ну пожалуйста!” И вот он приходит, играет им на балалайке, они поют ему песни, они готовятся к этому событию. Как, по какому принципу у них это в голове уживается? Не знаю!»

Так что на прямой вопрос ребенка «А дед Мороз на самом деле есть?» — отец Алексей советует отвечать прямо и честно: «На самом деле есть! Где он живет? В сказке! А где сказка находится? Ну-у-у, за горами, за лесами…»

Когда в России появился Дед Мороз?

Отвечает Елена Левкиевская, доктор филологических наук, этнолингвист, фольклорист, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН:

— Дед Мороз — это советский персонаж, появившийся в сталинскую эпоху, а именно в 1936-1937-е годы. Именно с этого времени он входит в утвержденный педагогическими комиссиями репертуар детских новогодних праздников.

Смутные черты образа Деда Мороза можно найти в традиционной святочной обрядности. Например — в маске святочного деда, одного из ряженых.

В городской русской культуре, особенно в крупных городах, под влиянием западноевропейской культуры в XIX веке начинают распространяться рождественские елки (крестьянская среда никаких елок не знала). К концу XIX — началу XX века елки становятся не только домашним явлением, но и элементом школьной жизни. Начинают выпускаться сценарии проведения рождественских елок, которые проходят цензуру и педагогические комитеты. Из всех известных исследователям сценариев только в одном наряду с другими ряжеными выступает Дед Мороз, явно списанный с западноевропейского Санта-Клауса, народного варианта представлений о святителе Николае. Но если в Западной Европе этот образ даже на поздравительных открытках был самым частым (около 200 видов открыток с его изображением), то у нас из 88 дореволюционных рождественских открыток только на одной есть некий русифицированный Санта-Клаус.

В1918 году все старые праздники были объявлены буржуазными и запрещены, в том числе празднование Рождества, рождественские елки. Однако в середине 1930-х годов выстраивание советской империи потребовало новых ритуальных действий, которые бы сплачивали общество. В декабре 1935 года в газете «Правда» появляется статья Павла Постышева «Давайте устроим детям хорошую новогоднюю елку!» Публикация в «Правде» приравнивалась к директивному указанию, так что на новый 1936 год впервые после революции были устроены школьные елки, которые из рождественских превратились в новогодние. В срочном порядке были придуманы сценарии их проведения. Но образ главного героя, который объединял бы вокруг себя новогоднее действо, еще только нащупывался.

Как массовый образ советских школьных елок, Дед Мороз появляется к новому 1937 году. Не последнюю роль здесь сыграли поэма Некрасова «Мороз, Красный нос» и «Снегурочка» Островского. Частично за основу был взят образ западноевропейского Санта-Клауса, но, конечно, наряженного в национальные одежды. На елках для старших детей Дед Мороз был единственным главным персонажем, а на елках для малышей в качестве посредника между Дедом Морозом и детьми впервые выступает его внучка Снегурочка, близкая детям по возрасту, которую они не боятся. Потому что, по воспоминаниям, дети совершенно не понимали, кто такой Дед Мороз, и страшно его боялись. Характер, маска Деда Мороза еще не определился. Опираясь на некрасовский образ, актеры пытались играть сурового деда, который выходил к детям и басом декламировал известный отрывок: «Не ветер бушует над бором…» Дети пугались, плакали, не хотели брать у него подарки. Дед Мороз в 1930-х годах просто свалился детям на голову, и ни дети, ни актеры не понимали толком, что это за явление.

Но, как ни странно, Дед Мороз довольно быстро прижился, вокруг него стала появляться масскультура. Например, в военные годы на новогодних открытках уже были сюжеты, связанные с Дедом Морозом: он изображался с мешком оружия, которое дарит солдатам, была даже открытка, где Дед Мороз был со сталинской трубкой.

Тогда же окончательно сложился его образ: это добрый дедушка, который очень расположен к детям, всех защищает и борется со злыми силами. Ему помогает Снегурочка и разные волшебные помощники. Этот образ укореняется в 1950-е годы, не в последнюю очередь благодаря киносказкам и мультфильмам на эту тему. Начинается коммерциализация образа, и через фирмы добрых услуг можно стало пригласить Деда Мороза в любой дом.

Постепенно персонаж, прочно вписанный в советскую идеологию (Дед Мороз воевал против буржуев, помогал пионерам и т. д.), терял идеологизированные черты и превращался в художественный образ, в доброго сказочного героя.

Лариса Вербицкая, телеведущая: - Дед Мороз для них - это скорее символ Нового года, часть ритуально-сказочного праздника, связанного с большими надеждами на будущий год. Но по-настоящему они в него, конечно, не верят. Сейчас уже другое время, которое воспитывает из наших детей реалистов с раннего возраста.

Кристина Орбакайте, певица: - Честно говоря, не знаю. Дед Мороз для них - это семья. Возможно, раньше и верили, но недолго. Дети сейчас настолько хитрее взрослых: они умеют подыгрывать взрослым. Когда им кладешь под елку подарки от лица Деда Мороза, они только делают вид, что верят.

Павел Астахов, адвокат: - Верят, несмотря на то, что уже взрослые: одному сыну 18, другому - 12. Я ведь сам эту веру поддерживал. Сначала переодевался в Деда Мороза, когда родился мой младший брат. Потом - когда свои дети появились. Они долго принимали меня за настоящего, пока не повзрослели. К сожалению, Новый год сейчас чаще справляем не дома, и многолетняя традиция прекратилась. Но мы не перестаем каждый новогодний праздник класть друг другу под елку подарки от имени Дедушки Мороза. Потому я и сам в него до сих пор верю.

Тина Канделаки, телеведущая: - Еще верят! Не в Гарри Поттера и не в Шрека, а, к счастью, в Деда Мороза. И я эту традицию всячески поддерживаю.

Ольга Самарь, педагог-психолог детского сада-лицея №521 г. Москвы:

Своих детей у меня нет, но я с удовольствием предвкушаю появление Деда Мороза у моих воспитанников. Даже если их родители о нем не рассказывают, это в обязательном порядке делаю я. Но и родителей мы просим не нарушать, а, наоборот, поддерживать, создавать это прекрасное ощущение детской сказки. Ведь в жизни она больше не повторится.

Сергей Юрский, актер: - Я действительно не знаю отношения своего внука к Деду Морозу. Сейчас этот персонаж слишком растиражирован, является частым героем кино и мультфильмов. Поэтому его уже сложно выделить из других персонажей.

Дмитрий Харатьян, актер: - Верят. Подарки под елку кладем сами от лица Деда Мороза. Для меня самого Новый год - любимый праздник с детства, чудный, светлый, замечательный, ведь предоставляется возможность загадать желания с мыслью, что Дед Мороз их исполнит.

Николай Сванидзе, телеведущий: - Моему сыну сейчас 26 лет, и я не думаю, что он еще верит в Деда Мороза. Хотя сомневаюсь, что он верил в него, будучи ребенком. Уж не фанат был, точно. Дело в том, что мы, родители, ничего особенно об этом персонаже ему не рассказывали. Единственная весточка, которая была для сына от Дедушки, - это новогодние подарки, которые он находил под елкой. Но в тот долгожданный момент он уже не озадачивался, от кого они. Главное, что подарки и что они - у него в руках.

Анастасия Ушмаева, студентка МГУ: - Конечно, верит. Я сама еще чувствую себя ребенком, когда слышу о Деде Морозе, и стараюсь передать это чувство радости своей трехлетней дочке. С прошлого года она о нем помнит и уже с нетерпением ждет в этом году. Написала с моей помощью ему письмо. Дед Мороз, кстати, очень хорошо помогает в воспитании детей. Они перестают баловаться, когда им говоришь, что он не придет.

Всем жуткого и ужасного денёчка, мои дорогие соплеменники! Весь год мы ждали этого события, и вот он, настал этот день….ДЕНЬ, когда мы наконец-то сможем вырваться на свободу в мир людей и полакомиться свежими, невинными душами! *звучит зловещий смех
В разных странах и на разных континентах эта ночь называется по-разному. У преемников древних славян - это Велесова ночь, у потомков древних кельтов, которые отныне живут по всей Европе и даже на континенте Северной Америки это канун дня всех святых, которые современные жители прозвали Хэллоуином, в Китае - это праздник Дэн Цзе - день поминания предков, а в Мексике «Эль Диа де лос Муэртос», что переводится как дни мёртвых. Заканчиваются эти дни пикниками на могилах почивших родственников. Так что 2 ноября, закончим наше пиршество, пожалуй в Мексике

Тут все присутсвующие начинают заинтересованно и неспешно выбираться из своих тёмных укрытий и издавать одобрительные звуки, а кто-то даже пытается апплодировать своими разглагающимися конечностями.

Позвольте представиться! Я - Суккуб. Многие считают меня женщиной, но спешу разочаровать - на самом деле я бесполое создание, и лишь принимаю образ сексуальной обольстительницы, и так как я умело считываю людские мысли и желания, я абсолютно точно угадываю предпочтения своей жертвы и являюсь к нему именно в том образе, от которого он не сможет устоять. Люди зовут меня сущим дьяволом в женском обличии Мои самые лакомые кусочки - это честные и добропорядочные христиане, католики, протестанты и иудеи. О, Властелин Тьмы! Вы просто не представляете какое мне доставляет удовольствие склонять этих воздерживающихся к такому сладкому греху прелюбодеяния! Благодаря смятению и страху жертвы я способна удачно парализовать его, исказить его восприятие реальности и получить то, что мне необходимо. Ведь результатом нашего еротического акта может стать не только моё наполнение одной из мощнейших сексуальных энергий, но и оплодотворение, в результате которого появляются на свет маги, колдуны и ведьмы.

Кто же ещё отправится с нами на Землю, дабы воцарился хаос и ужас во имя нашей братии?!

199

Жаба Джабба

Здравствуйте! Я Ящер, и я - аноним (ваша реплика - здравствуйте, Ящер! - и аплодисменты)
Пришла я к вам с повинной головой по такому поводу. Вчерашняя анонимная тема "Сестра увела парня" - моя. Задумано это было давненько, группа поддержки анонимов с 1 по 10 номер была собрана заранее. Какая будет тема, они не знали, но были готовы по сигналу броситься в бой. Ура вам, дорогие сообщницы! А так же ура вам, стихийно присоединившиеся как грибочки после дождя Анонимы с №11 и далее)
Что касается темы. Дамы, я была уверена на 100, что в истории уведенного жениха с кривым органом и "мне же из него не стрелять" хоть кто-нибудь опознает старый анекдот. Мне его папа рассказал. Моточки из носочков и манера нырять мокрым в постель добыты из гугла по запросу "дурацкие привычки мужчин". Мои только Вильгельмы.
Чего мы этим добились? Да ничего. Повеселились, отвели душу, я удостоилась наконец звания тупого зеленого создания (не Ящера, а другого) Я считаю, что получилось довольно весело и массово.
Еще раз ура всем вовлеченным и присоединившимся!

191

Аноним

Ну вот не смейтесь)
Ребенок 3 года. 17 кг, рост 100. Пуза нет, она крепкая, мы оба с мужем не тонкокостные. Всегда ела хорошо. Ест с общего стола.

Но последние пару недель... Всегда голодная. Обед дома когда - тарелка супа (причем суп это не водичка с картошечкой, а густой, с мясом), потом говорит что хочет еще бутерброд. Съедает 2 бутерброда с мясом. Просит еще...

Ужин котлета, гарнир, немного овощей свежих. Через пару часов кефир и еще просит есть... Даю или сырники, или творог.
Да, она не кусачничает. У нас завтра, обед, полдник и ужин. Между приемами пищи только пьет воду.

Сразу скажу, что глистов нет, только на днях брали справку в бассейн, все сдавали.
Вот что это? Какой-то скачок роста?

154

Просто Единорог зомби

история не моя-подружкина
она развелась года 2 назад, причины были, на мой взгляд-серьезные
потом, мы около года не виделись
когда встретились, рассказала она, что БМ купил квартиру в ипотеку в одном подъезде с ней (она на 4-м. он-на 10-м). общая квартира осталась ей и ребенку по брачному договору.
если честно, я дико смеялась))
вопрос, вот зачем?
П.С. она и ребенок видели его поутру с новой......пассией......

139

Лошадка

Сегодня или вчера была тема как тетя застала племянника 16 лет с девочкой с прямыми намекали что было. А у меня вот такая ситуация.... Пишет мне на днях племянник что забыл сделать ин. яз. нужно срочно 2 задания. а мама (бабушка у нас учитель) мне было неудобно я попросила мужа. ему скинула задания. они с мамой моей сделали, ему все скинули.

Суть не в этом, а в том что 40 лет приколист пошутил над 14 лет подростком и написал ему с тебя Пивас...-и упорно говорит это была шутка. это подросток понял буквально или... я не знаю. и привез ему банку пива.... я говорю как купил (ну деньги мелкие есть) но до 18 же не продают. он смеется. ладно.. он ночевал у нас (так как на утро к репетитору.от нас ближе) утром идет ставит открытую банку в холодильник.... я....не поняла.... ну а что... я вот.. зато спал хорошо... подожди это как...... короче... я ничего не смогла ответить. и я до сих пор в каком -то легком шоке......

Думаю. говорить брату..... пусть "секет" каким домой приходит. . но он может меня выдать..... и просто наорать на него. наказать.... а нужно то другое.....тогда подросток перестанет мне доверять (мы с ним не плохо контачим..... и сейчас упорно пытаемся донести до него что пора браться за ум и подтягивать учебу.. но мотивации нет. - хотя хорошист.) а тут пиво... вроде же не на улице. а дома. а если бы плохо стало.... что делать.. с братом разговаривать?

136