Кризис 5 лет у детей. Безболезненное преодоление кризиса пяти лет у ребенка: советы психолога, мнение доктора Комаровского

Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье мы поговорим о том, что собой представляет кризис 5 лет у ребенка. Вы узнаете, по каким причинам он развивается. Выясните, каким образом проявляется. Вам станет известно, как нужно себя вести с малышом в период кризиса и что делать недопустимо. Ознакомитесь с ценными советами психологов.

Особенности ребенка пяти лет

  1. Игры малыша обретают более сложный характер, они становятся интереснее. У ребенка сильнее развивается воображение, забавы усложняются яркими деталями.
  2. Аналитическое мышление в таком возрасте все еще недоступно.
  3. Малыш с легкостью распознает, где правда, а где вымысел. Он может определять плохие и хорошие поступки других людей, не стесняется заявлять об этом вслух.
  4. Карапуз уже может открыто сопереживать детям и взрослым.
  5. Появляется сильный интерес к общению со сверстниками. Ребенку интересно находиться в детском коллективе, а не все время быть рядом со взрослыми.
  6. Малыш заводит новые знакомства. В этом возрасте для него другом становится каждый, с кем он знаком минимум пять минут. При этом мнение такого друга может оказаться важнее, чем родительское.
  7. Карапуз пытается походить на взрослых, копировать их действия, манеру поведения.
  8. У ребенка может появиться страх перед смертью, как своей, так и своих близких.

Причины возникновения кризиса

У кого-то данный период может продолжаться всего несколько недель, а у кого-то он способен затягиваться на месяцы. Давайте рассмотрим характерные симптомы кризиса пятилетнего возраста.

  1. Ребенок активно демонстрирует свою самостоятельность. При этом он может, например, заявлять о том, что сам пойдет на улицу, мама для прогулки ему не нужна.
  2. Может возникать скованность, малыш начнет замыкаться, перестанет делиться своими впечатлениями с родителями. Нередко отмечается у детей, которые прежде были разговорчивыми.
  3. У карапуза появляется неуверенность в своих силах, страх перед тем, что предстоит сделать, особенно если это действие новое.
  4. Малыш пытается копировать поведение взрослых. Он может подражать маме, которая готовит ужин или отцу, пришедшему с работы. Причем подобное копирование будет носить навязчивый характер, может привести к выбиванию взрослого из равновесия.
  5. Ребенок становится излишне активным. При этом у него также повышается утомляемость.
  6. За карапузом можно заметить частую раздражительность. В ответ на замечания, он становится злым и агрессивным.
  7. Часто дети в такой период становятся излишне обидчивыми.
  8. Нередко можно заметить истерику, особенно если что-то идет наперекор ребенку, например, его заставляют лечь в постель в дневное время суток.
  9. Карапуз может начать грубить, как своим сверстникам, так и взрослым.
  10. Малыш начинает много сочинять, выдумывает истории, которые кажутся очень реалистичными.
  11. Ребенок все чаще проявляет свое непослушание, отказывается подчиняться просьбам родителей.
  12. Карапуз может целыми днями плакать по непонятным причинам.
  13. Может выполнять просьбы родителей, но делать все наоборот, даже если при этом он наносит вред себе. У ребенка отмечается излишнее упрямство, он твердо стоит на своем мнении, не прислушается к чужому.
  14. Малыш все время недоволен окружающими и своим окружением, пытается всем рассказывать, как нужно жить.

Ребенка нужно допускать к взрослой работе

Предлагаю вашему вниманию советы психологов, способствующие более легкому преодолению кризисного периода.

  1. Будьте терпеливы. Помните что вы, как и прежде, должны окружать свое чадо заботой, добротой и лаской. Чем меньше и спокойнее будет ваша реакция на детские капризы, тем быстрее закончится этот кризис.
  2. Научитесь идти на компромисс. Родители не должны быть излишне категоричными. Важно научиться договариваться со своим ребенком. В противном случае у малыша появится ощущение того, что его желания и права ущемляют, интересы не учитывают.
  3. Не прибегайте к критике. Хвалите своего ребенка, но только по заслугам. Это могут быть какие-то незначительные победы, но все же его достижения. А вот критиковать не нужно, особенно в присутствии других людей. Очень важно, чтобы малыш ощущал защиту и поддержку близкого человека. Если хотите сделать замечание, то оно должно быть доброжелательным, произнесенным в момент, когда вы останетесь наедине.
  4. Почаще беседуйте. С учетом того, что данный период нередко сопровождается агрессией, злобностью и несдержанностью, ежедневно проводите беседы, направленные на разъяснения того, что хорошо, а что плохо. Чтоб ребенку было более понятно, прибегайте к способу сказкотерапии. Рассказав историю, вам вместе с малышом нужно ее проанализировать. Важно разобрать, чьи действия были хорошими, а чьи — плохими.
  5. Давайте выход детской энергии. Если ваш малыш очень активный, запишите его в спортивную секцию. В этом возрасте ребенок может заниматься уже и танцами, и плаваньем, и футболом, и гимнастикой. Малыш, который занимается в спортивном кружке, ощущает большую сбалансированность. Когда ребенок получает первое достижение, у него повышается самооценка, а новые знакомства отвлекают от личных переживаний.
  6. Помните о необходимости быть последовательными в своих действиях. Если вы что-то запрещаете, не стоит разрешать под давлением детской истерики. Вы должны идти до конца. Также важно, чтоб запреты одного родителя поддерживались мнением другого. В ситуации, когда, мама говорит «нельзя», а папа «можно» — папа хороший, а авторитет мамы уже подорван.
  7. Позаботьтесь о создании благоприятной атмосферы в семье.
  8. Поощряйте начинания ребенка. Если у него что-то не получается и он просит вашей помощи, помогайте, но не выполняйте действия вместо него.
  9. Старайтесь всегда быть в курсе событий жизни вашего ребенка. Беседуйте с ним на любые темы, показывайте, что вам действительно не все равно, но не навязывайте свое мнение.
  10. Если что-то запрещаете, обязательно аргументируйте свой запрет.
  11. Необходимо общаться с ребенком, как со взрослым. Для него сейчас это очень важно. Почаще обращайтесь за помощью к своему малышу, например, можете сказать, что у мамы болит спина, и она не может подмести в комнате. Предложите малышу, который уже такой взрослый, помочь справиться с этой задачей.

Кризисный период в пятилетнем возрасте — это очередное испытание родительских нервов на прочность. Постарайтесь, чтобы ваши взаимоотношения с ребенком сохранили свою целостность — малыш не утратил к вам доверие.

Как вести себя недопустимо

  1. Ни в коем случае не проявляйте открытую агрессию, направленную на своего ребенка. Бесспорно, может наступить момент, когда вы будете не в силах себя сдерживать, но в такой ситуации лучше отойти подальше от малыша, выйти в другую комнату и попытаться себя успокоить. Общайтесь с ребенком только после того, как будете абсолютно спокойны.
  2. Рукоприкладство и агрессия недопустимы. Нужно понимать, что никто не может покушаться на свободу человека, наносить ему боль, в том числе и физического характера.
  3. Недопустимо говорить фразы по типу «ты все равно ничего не сможешь сделать», «не мешай мне», «уйди», «даже не пытайся».
  4. Не стоит читать нотации, пытаться подчеркнуть малый возраст ребенка.
  5. Ни в коем случае нельзя прогибаться под давлением малыша, особенно в момент его неадекватного поведения и излишней агрессии.
  6. Недопустимо игнорировать карапуза, ставить свои потребности выше его.
  7. Если ребенок повторяет услышанные ранее ругательства, не заостряйте свое внимание на них, и не ругайте, иначе карапуз будет специально снова и снова их повторять. Лучше всего делать вид, что вы не замечаете, что ребенок говорит что-то не то. Существует вероятность, что он эти слова забудет.
  8. Непозволительно пускать ситуацию на самотек. Если видите, что проявления в поведении вашего малыша явно отличаются от поведения его сверстников, и начинают вас пугать, не стесняйтесь обратиться к специалисту. Психолог поможет определиться с причиной подобных проявлений, научит, как себя вести, чтобы все наладить.

Теперь вы знаете, что делать, если у ребенка начался кризис пятилетнего возраста. Помните о том, что задача родителей вести себя максимально спокойно для того, чтоб малыш проще смог пережить этот период и быстрее вернуться к нормальной жизни. Не забывайте о том, что есть ряд действий, которые недопустимы при воспитании ребенка, в частности в период кризиса.

В любой семье наступает момент, когда начинают развиваться напряженные взаимоотношения. Супруги начинают срываться, устраивать скандалы. Первые серьезные моменты ссор наступают спустя 3, 5 и 7-ми совместно прожитых лет.

Признаки кризиса

Основные признаки кризиса семейных отношений:

  1. Немотивированная агрессия или равнодушие;
  2. Угасание сексуального желания;
  3. Снижение интереса друг к другу.

Проявление признаков сопровождается агрессивным поведением людей. Партнеры опускаются до скандалов, спорят, разрушают бытовые предметы, доходит до рукоприкладства. Либо замыкаются в себе, поддерживая порядок «на фасаде», и при этом страдая в душе.

Самая опасная проблема — это привычка. Большое видится на расстоянии и муж забывает, чем именно его когда-то очаровала жена, а жена не понимает, как вот этот человек, фланирующий по квартире в нижнем белье, мог быть когда-то эталоном мужественности и надежности. Накапливаются усталость и претензии. Пары, имеющие детей, сталкиваются с теми же проблемами, хотя и в ином ключе. Ребенок и объединяет, и не дает заскучать, но в то же время лишает мужа и жену возможности укрепить собственный союз.

Статистика

По статистике разводов в России, пары разрывают отношения после 5 лет. По статистике разводов, большинство проживших вместе пар расходятся в период от 5 до 9 лет совместной жизни (28%).

Получается после 5 совместно прожитых лет, большинство пар расходится .

Причины

Спустя 5 лет начинается переломный момент, когда решаются отношения супружеской пары. Если преодолеть этот момент, то взаимоотношения пойдут в гору, но многие расстаются на этом этапе.

Причины могут быть разные. У мужчин и женщин различные взгляды на жизнь, что способствует возникновению конфликтов. Стоит разобрать причины возникновения конфликтов у обоих полов супружеских пар. Наиболее распространенные:

У мужчин:

  • Неудовлетворенная половая потребность;
  • Неготовность к рождению детей, хотя для любого парного полового союза нормально и правильно по истечению определенного времени переходить к следующему этапу — рождению детей. «Плоды» союза — это не обязательно дети, это может быть любой продукт, требующий неустанного внимания, заботы, развития, ответственности. Например, совместный бизнес. Если нет такой скрепляющей, объединяющей силы, которая подтверждает: «союз плодотворен», то совершенно естественно, что люди начинают испытывать потребность найти что-то более эффективное и пара начинает устремляться к расставанию.
  • Чрезмерное акцентирование внимания жены на ребенке. Поразительно, но избыточное проявление материнских чувств все чаще приводит пары к семейному психологу.

У женщин причины несколько иные. Хотя первая — неудовлетворенность в сексе — не реже чем у мужчин является причиной конфликтов. Фокус в том, что женщины реже осознают сексуальную фрустрацию. Многие из них не испытывают оргазма, и при этом полагают, что все нормально. Но тело не обманешь. Беспричинная раздражительность, придирки к мужу, холодность могут свидетельствовать, что причина недовольства женщины именно в этом.

Очень многим женщинам не хватает прелюдии, которая, как известно начинается для них задолго до самого секса. Мужское внимание, мелкие приятные сюрпризы, позитивные комментарии по поводу ее внешности, выходы на люди, куда можно красиво одеться и показать себя — если муж не дает этого, женщина начинает чувствовать себя как цветок, который живет на северном окне и не видит солнца.

Как преодолеть семейный кризис

Способы преодоления:

  • Поиск общих увлечений;
  • Совместные развлечения;
  • Использование компромиссов в ссорах;
  • Разделение пространства.

Преодолеть кризис отношений после 5 лет проведенных вместе вполне реально. Психологи рекомендуют начинать заново узнавать своих половинок. Прислушиваться к рассказам собеседника, находить общие увлечения .

Еще лучше — не увлечение, а общее дело.

Не стоит долго обижаться, следует научиться разрешать конфликты сразу и научиться просить прощения. Обязанности по дому и уходу за ребенком нужно разделить поровну, чтобы оба члена семейства могли отдыхать от домашних обязанностей. Детей возможно отправлять на выходные к родственникам, а самим сходить в кино, театр, музей.

Не стоит забывать о совместном времяпрепровождени и, ведь именно совместные развлечения сближают людей. В свободное время можно записаться в фитнес — клуб, бассейн, танцевальный кружок, главное — найти то, что будет интересно обоим, либо пойти на компромисс: ты мне вечер в театре, я с тобой еду на страйкбол.

Не стоит упрекать супруга за желание провести вечер с друзьями, съездив на рыбалку. Упреки вообще очень опасная линия поведения, в идеале они должны составлять не более 1 % всего, что жена говорит супругу.

У каждого должно быть собственное пространство . Пусть один играет в игры на компьютере, а второй читает книги, никто никому не будет мешать, и каждый увлечен собственным делом.

Принятие решения

Если решение преодолеть кризис обоюдно и ни один не хочет расстаться, то нужно действовать. Стоит провести совместную беседу с супругом. Некоторые люди, которые давно вместе, раз в несколько лет проводят игру «Горячий стул». Правда такая игра создана для больших компаний, но именно открытость и честность позволяют людям узнать друг друга лучше, что является залогом долгих отношений.

Игра «горячий стул»

Перед началом игры, игроки обсуждают условия. Каждый должен дать обещание, что не поменяет свое отношение к другому человеку. Один из супругов садится на стул, в это время второй начинает рассказывать о его плохих чертах характера , дурных привычках и высказывать все, что ему не нравится в этом человеке.

После того как весь негатив выплеснут, стоит рассказать собеседнику о его позитивных качествах . После игры участники могут спокойно обсудить свои плохие стороны и обсудить способы их устранения, найти компромиссы. Такая игра предоставляет возможность супругам узнать лучше себя, чтобы снять маску идеализма и увидеть собственные недостатки. Главное не превращать это в ссору, а дойти до конца и искать выходы из ситуации. Люди способны изменить свои привычки ради того чтобы сохранить любовь в собственном доме.

Другие кризисы

Кризис одного года отношений – один из самых сильных, поскольку ни один попросту не успевает привыкнуть к своему партнеру. Один хочет изменить другого, другой совершенно не хочет меняться. Два разных человека сходятся, и приходится искать компромиссы.

Кризис трех лет в основном происходит из-за рождения детей. Супруг не готов к отцовству, а мать уделяет внимание только своему чаду. Поэтому в доме постоянно происходят скандалы, усугубляющиеся нестабильным финансовым положением в семье. Другая причина этого кризиса — естественное угасание романтических чувств и переход отношений на новую стадию: не влюбленных, а любящих.

Кризис семи лет – это привыкание друг к другу. Каждый хочет чего-нибудь нового, но жизнь стала однообразной и унылой. Жизнь проходит вокруг ребенка, и родители начинают зарабатывать деньги на обучение, одежду, развивающие игры. Люди забывают про собственные потребности.

Кризис четырнадцати лет считается самым опасным. В основном все происходит по причине снижения половой активности. Мужской пол пытается найти решение проблемы. Иногда доходит до экспериментов с различными девушками. После такого мужчины часто находят себе новых спутниц и заводят другую семью. Не стоит упрекать супруга в охлаждении, лучше предложить свою помощь, либо обратиться к сексологу для нахождения решения.

Консультация на видео

О том, какие есть пути преодоления семейных кризисов, рассказывает Денис Косташ.

Становление личности ребенка сопровождается переломными моментами в определенных возрастных периодах. В 5 лет у большинства малышей наступает кризис, проявляющийся истериками, капризами, замкнутостью. Родители должны сделать этот этап максимально легким и безболезненным для себя и крохи.

Детская психология в 5 лет

В этом возрасте у малыша наступает новая фаза физического, умственного, эмоционального развития. Психология ребенка 5 лет:

  1. Если кроха развивается нормально, то к пяти годам он уже способен рассказать о своих потребностях.
  2. Он начинает приравнивать себя ко взрослым, стремится быть похожим на них. Родители пятилеток часто отмечают, что малыши подслушивают разговоры старших, подсматривают за ними.
  3. Малыш начинает осознавать собственный внешний вид, сравнивает себя с другими, высказывает определенные предпочтения в одежде, прическе и т. д.
  4. Головной мозг в полной мере развит для того, чтобы кроха управлял своими эмоциями.
  5. Приходит понимание того, что мальчики отличаются от девочек.
  6. Пятилетние дети часто фантазируют, формируют свое представление об окружающем мире. Они интересуются всем происходящим вокруг, часто рассказывают вымышленные истории.
  7. Черты характера в этом возрасте проявляются максимально ярко.
  8. Пятилетка стремится общаться со сверстниками. Если добиться контакта с ними трудно, ему становится одиноко.
  9. Начинает развиваться нервная система, влияя на поведение ребенка в 5 лет. Он болезненно относится к спорам, но пытается отстоять свою точку зрения не капризами, а доказательствами.
  10. У детей в 5 лет хорошая память. Словарный запас – примерно 2500 слов. Мысли излагают просто, но понятно. Человек редко путается в понятиях, а если допускает ошибку, то старается быстро ее исправить.

Причины кризиса

Из-за особенностей развития 5 лет – трудный возраст для личности. Почему возникает кризис 5 лет у ребенка:

  1. Малыш очень стремительно развивается и не справляется с такой нагрузкой.
  2. Ребенок стремится казаться взрослым. По его мнению, ему дают мало свободы.
  3. Малыш фантазирует, у него складывается определенное впечатление о жизни.
  4. Крохе трудно научиться контролировать свои эмоции.
  5. Пятилетка начинает понимать разницу между противоположным полом.

Основные признаки

Кризис пяти лет у детей длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Основные отличительные признаки:


От поведения взрослых во многом зависит то, как все члены семьи переживут трудный период. Что рекомендуют психологи:

  1. Выясните причину плохого поведения. Бывает, что малышу не хватает родительского внимания. Предложите вместе найти решение проблемы.
  2. Запаситесь терпением. Не надо при первых признаках кризиса обращаться к специалистам. Вмешательство извне напугает малыша.
  3. Уделяйте ребенку больше внимания, играйте с ним. Не реагируйте слишком остро на демонстративные истерики и капризы. Хвалите за достижения.
  4. Действуйте мягко, но настойчиво. Не угрожайте, не наказывайте ребенка за истерики.
  5. Обеспечьте спокойную, комфортную атмосферу в семье.
  6. Не показывайте своего раздражения, гнева.

Что нужно делать родителям

Сначала выясните причину кризиса. Выстраивайте общение с малышом, придерживаясь таких правил:

  1. Уделяйте ребенку искреннее внимание. Рассказывайте о себе, с интересом расспрашивайте о делах и обязательно слушайте ответы. Выстраивайте диалог.
  2. Если малыш проявляет агрессию и дерется, мягко, но строго объясните, что такое поведение недопустимо.
  3. Объясняйте малышу, почему нужно совершать те или иные действия. Например, нужно есть кашу, чтобы вырасти сильным и здоровым.
  4. Постарайтесь дать немного больше свободы. Постепенно приучайте к исполнению каких-то обязанностей, поручите несложные домашние дела. Старайтесь не проявлять чрезмерного волнения. Избегайте фраз: «Ты не сумеешь», «Отойди», «Я сделаю вместо тебя».
  5. Если малыш не требует помощи – не предлагайте. Пусть выполнит что-то сложное и даже ошибется (если речь не идет о вреде для здоровья). Это поможет понять, что он был не прав и зря не прислушался к совету взрослых.
  6. Введите практику категорических запретов. Малыш должен с первого раза понимать, что нельзя ни под каким предлогом.
  7. Попробуйте занять ребенка, например, записать в спортивную секцию, музыкальную школу.

Чего не стоит делать родителям

В сложный для всей семьи кризисный период можно совершить ошибки. Что нельзя предпринимать родителям:

  1. Не проявляйте злость и грубость. Все воспитательные беседы ведите в спокойной обстановке. Аргументируйте, почему малыш поступил неправильно.
  2. Не пускайте ситуацию на самотек.
  3. Действуйте быстро. Если вы видите что ребенку нужна помощь – окажите ее сразу. Не ставьте на первый план свои взрослые дела.
  4. Если ребенок грубит, проявляет агрессию, полностью вышел из-под контроля, не реагируйте таким же поведением. Строго и настойчиво, но спокойно объясните, что он ведет себя недопустимо, обижает вас.
  5. Не ругайте ребенка, если он повторяет за кем-то скверные слова. Объясните, что это нехорошо. Второй вариант – не обращать внимания на такие слова, малыш тут же забудет их.
  6. Ни в коем случае не прибегайте к физическим наказаниям. Любая агрессия настраивает ребенка против взрослых, тем более — побои.

Видео

Взросление ребенка сопровождается возрастными кризисными периодами: стремительное психическое развитие, постепенное познание и понимание окружающего мира для ребенка 4-5 лет — это нелегкая задача.

Ответственная миссия родителей заключается в том, чтобы помочь малышу в преодолении психологических трудностей и проблем, успешно и безболезненно перейти на новый этап жизни. Какая помощь необходима ребенку? Какова роль родителей? В этой статье мы попробуем дать несколько полезных рекомендаций, которые облегчат задачу маму и папы на данном этапе.

Почему наступает кризис?

При переходе в новую возрастную группу у ребенка происходят изменения в манере поведения: он становится капризным, своенравным, непослушным, бурно проявляет эмоции. Поведение ребенка — это своеобразный вызов окружающим, желание показать свою индивидуальность, стать самостоятельным, обратить на себя внимание.

В зависимости от характера возникших проблем, ребенок может проявлять грусть, замкнутость или агрессию. Каковы причины возникновения кризиса?

Дети 4-5 лет многое умеют: у них есть достаточный запас слов для общения, игровой деятельности, развита фантазия, мышление, которое позволяет получать новые интересные впечатления об окружающем мире. Психика малыша развивается очень быстро. Вместе с ней может меняться настроение, которое на данном этапе характерно непредсказуемостью, подвергается перемене поведения — оно становится неорганизованным, сумбурным.

Капризы, причуды, истерики, протест — такими проявлениями «богат» возрастной кризис 4-5-летнего ребенка.

Каковы причины ухудшения психологического состояния малыша:

  • нехватка заботы и внимания;
  • недостаток общения;
  • однообразие в повседневной жизни;
  • проблемы с адаптацией к новой среде;
  • психологическое давление родителей.

Влияние окружающих на состояние малыша имеет немалое значение. Ребенок во время кризиса должен легко делиться с окружающими своими мыслями, эмоциями, переживаниями. Ребята тяжело переносят продолжительное пребывание в одной и той же обстановке, необходим периодический активный отдых с новыми увлекательными развлечениями. В противном случае, у детей возникает психологический дискомфорт и течение кризиса намного усложняется.

Сколько может длиться кризис?

На психологическое состояние малыша могут оказать негативное воздействие последствия затяжного кризиса трех лет. Родители должны вовремя помочь ребенку преодолеть сложный барьер, иначе со взрослением ребенка проблема не уйдет, а станет глубже. Кризису может способствовать активное быстрое развитие малыша.

На продолжительность кризиса могут влиять различные факторы:

  • отношения в семье, общение со сверстниками;
  • образ жизни ребенка;
  • заболевания или какие-либо патологии;
  • индивидуальные черты характера и особенности психики.

Изменения в психическом развитии влияют на состояние ребенка, он становится раздражительным и беспокойным. На длительность кризиса воздействуют стиль семейного воспитания, темперамент и личные качества ребенка. Кризис может продолжаться в течение нескольких недель, но может затянуться до одного года.

Как проявляется кризис?

Как проявляется кризис?

Первым сигналом к тому, что ребенок вступил в новую фазу развития являются перемены в поведении. Малыш стал эмоционально реагировать на замечания, слова и поступки взрослых, агрессивен, плаксив, раздражителен — значит, родителям пора подумать над тем, как помочь своему чаду в преодолении кризисных трудностей.

С наступлением кризиса малыш может замкнуться в себе и своих переживаниях. Он не спешит делиться своими мыслями и фантазиями со взрослыми. Между тем, именно в момент кризиса наиболее часто зарождаются различные страхи и фобии: страх темноты, одиночества, смерти родных и т. д.

Дети становятся крайне раздражительными, нервными, они стесняются, боятся самых повседневных обыденных вещей, появляется неуверенность в себе. Они переживают из-за того, что их поступки могут не понравиться взрослым.

В поведении малыша происходят кардинальные изменения. Послушный ребенок вдруг становится нервным, капризным, неуправляемым. Малыши начинают плакать без повода, ныть, что-то постоянно требовать у родителей, устраивать истерики. В то же время, негативные эмоции могут вдруг заменяться радостью, весельем, хорошим настроением.

Для внимательных родителей эта симптоматика бывает очевидной:

  • малыш стремится к одиночеству;
  • испытывает безразличие ко всему происходящему;
  • становится плаксивым и агрессивным;
  • происходит быстрая смена эмоций;
  • наблюдаются резкие изменения в поведении;
  • любая просьба вызывает протест, каприз, упрямство.

Важно помнить, что если вы рано распознали сигналы наступающего кризиса, тогда легче будет с ним справиться. Часто бывает так, что психологические показатели поведения ребенка настолько очевидны, что распознать кризисный период не составляет особого труда. Например, спокойный уравновешенный ребенок может стать гиперактивным или поведение может измениться в кардинально противоположном направлении, и малыш вдруг может стать пассивным.

Кризис находит отражение и в физиологическом плане:

  • у ребенка нарушается полноценный сон;
  • он теряет здоровый аппетит;
  • снижается иммунитет;
  • происходит упадок сил, наблюдается слабость.

Родители могут заметить некоторые неприемлемые для ребенка формы поведения: использование бранных слов, насмешки, непослушание, бойкот со стороны малыша, желание все время задавать вопросы и т. д. Кризис 4-5 лет характерен тем, что ребенок становится более эгоистичным и менее управляемым.

Что делать родителям?

Рассмотрим несколько факторов, которые оказывают негативное воздействие на поведение детей в период кризиса и предложим соответствующие практические рекомендации родителям:

  • У ребенка возникли адаптационные проблемы, например, когда он стал посещать детский сад. Во-первых, нужно отметить, что родители сами должны быть позитивно настроены на посещение ребенком детского сада. Также важно, чтобы малыш был подготовлен к садику: нужно организовать прогулки по территории детсада, много рассказывать о занятиях и досуге в саду. Перед посещением садика научите ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, помогите правильно держать в руках ножницы, вырезать, делать простейшие аппликации, работать с пластилином и т. д. О том, какие первоначальные навыки нужны малышу для пребывания в детсаду можно заранее узнать у воспитателей;
  • Малыш живет в однообразной обстановке, нет перемен в видах деятельности. Психическое и физическое развитие детей требуют, чтобы уже к 4 годам они умели много двигаться и познавать окружающий мир. Малыш должен привыкнуть к размеренному режиму дня, но с разнообразной интересной деятельностью: обязательные познавательные прогулки должны сменяться кратковременными (не более 15 минут) домашними занятиями — рисованием, лепкой, аппликацией. Кроме того, важно всячески привлекать малыша к выполнению домашней работы. Посильная помощь на кухне или уборка игрушек и т.п. развивает, улучшает настроение, вносит интерес в жизнь малыша, и он с гордостью рассказывает всем о своих достижениях;
  • У ребенка возникло непонимание в общении со сверстниками. Часто дети 4-5 лет не могут эффективно общаться в группе или во дворе. Бывают малыши, которые могут отобрать игрушку, а есть такие, которые отдают свои игрушки и перестают общаться. Что необходимо делать? У слишком активных нужно развивать способность идти на компромисс, а у скромных — умение вступать в диалог и отстаивать собственные интересы. Всегда тщательно разбирайтесь, в чем причина инцидента на площадке или в группе и учите малыша озвучивать свои просьбы, отказ или предложение;
  • Ребенок замкнут или стеснителен. Малыш 4-5 лет может быть неуверенным в собственных силах, замыкаться в себе, не общаться. Он также может плохо разговаривать. В таких случаях нужна помощь логопеда или дефектолога. Чтобы победить неуверенность в себе у ребенка, можно обратиться к детскому психологу. Родители могут также попытаться решить эту проблему самостоятельно с помощью некоторых приемов. Как быть? Почаще прямо внушайте своему ребенку, что он отлично общается, приведите конкретные примеры, ведь, наверняка, у малыша есть хороший друг. Отмечайте у своего крохи ум, правдивость, говорите о том, что он приятен в общении. Не критикуйте, а хвалите: за самостоятельные действия, проявление инициативы, правильное решение. Позволяйте ему заботиться о вас, о других членах семьи, помогать в каких-то делах. Советуйтесь с малышом, при принятии решений учитывайте его мнение и акцентируйте это, чтобы ребенок знал, что его мнение значимо.

Когда ребенок переживает кризисный возраст, родителям сложно уравновешенно осуществлять воспитательный процесс, чтобы вдруг не сорваться, не сделать ошибок, и, тем самым, не усугубить проблему. Любящие родители стараются в этот период быть внимательнее, заботливее и терпеливее. Проявите максимум выдержки, в этом вам помогут полезные советы психолога:

  • Необходимо держать эмоции под строгим контролем. Любой срыв оттягивает решение проблемы на более продолжительное время;
  • Используйте в общении с ребенком элементы игры: отвлекайте, предлагайте возможность выбора и проявления инициативы;
  • Будьте последовательны в словах и действиях, не противоречьте сами себе;
  • Требуйте от малыша только то, что вы сами сможете сделать;
  • Предоставьте крохе возможность действовать самостоятельно, постепенно отпускайте от себя;
  • Взрослые проблемы обсуждайте при отсутствии ребенка.

Мнения специалистов

Давайте выясним, что нельзя делать в кризисный период. Вы можете в качестве легких наказаний временно ограничить развлечения, но недопустимо применение физической силы, провоцирование скандалов, нанесение оскорблений. Детская психика не может вынести такие нагрузки, подобное поведение родителей подорвет их авторитет в глазах крохи.

Постарайтесь спокойно выяснить, что беспокоит малыша, доброжелательно задавая вопросы, без лишних нравоучений и не упрекая его.

В данном возрасте вредна также чрезмерная опека. Выполняя за ребенка все действия, вы, таким образом, оттягиваете его развитие, еще больше привязываете к себе. Согласитесь, что в таком случае страдает и ребенок, и родители. Лучше будет, если вы станете его незаметно контролировать. Давайте свободу действий в творческих занятиях, усиливайте контроль в повседневной жизни в целях безопасности.

Направляя действия или поступки малыша, не критикуйте его и не унижайте, убедительно объясняйте, как лучше поступить. Необходимо также хвалить малыша по существу, всячески поощрять, но не баловать.

Понимая, что ребенок манипулирует вами, помните о той грани, когда будет уместно ваше снисходительное отношение. Нельзя потакать детским капризам и истерикам.

Общение с ребенком исключает использование негативных высказываний, крика или брани. У любящих грамотных родителей всегда найдутся для малыша правильные адекватные слова и формулировки, которые помогут разрешить ситуацию мирным путем.

Успешное преодоление кризиса 4-5 лет у ребенка зависит от мудрого терпеливого отношения родителей, их способности понять потребности своего ребенка, желания помочь малышу в спокойной, теплой обстановке и быстро пройти кризисный этап.